Сектор

Страны

Тип

Аналитический комментарий

Каковы риски роста госдолга в казахстанЕ?

Как повлияют на госдолг Казахстана утвержденные до 2025 года параметры госбюджета, включая расходы и сокращенный трансферт из НФРК

На период до 2025 года определены параметры республиканского бюджета, а также гарантированные трансферты из Национального фонда Республики Казахстан (НФРК) на 1,9–2,2 трлн тенге и целевые трансферты на 2023 и 2024 годы в размере 1,0 и 0,4 трлн тенге соответственно. С 2023 года в стране будет применяться бюджетное правило, контрциклическая часть которого предполагает цену отсечения за баррель нефти на уровне 48,9 долл. США в 2023 году (42,2 и 40,3 долл. США в 2024 и 2025 годах соответственно).

Правительство Казахстана в рамках бюджетного правила определяет цену отсечения — цену на нефть, ограничивающую размер поступлений в НФРК, которые могут быть использованы как гарантированный трансферт в бюджет (зависит от прогнозного объема добычи нефти и рыночной цены на нефть); избыточные поступления средств аккумулируются в НФРК.

Трансфертная часть доходов бюджета ощутимо снизится после рекордных показателей 2020–2022 годов (4,5–4,8 трлн тенге), при этом бюджетные расходы в номинальном выражении увеличатся на 15% в 2023 году и на 4% в 2024-м. К 2025 году расходы бюджета вырастут еще на 5% и составят 27,7 трлн тенге.

Создает ли рост расходов при сокращении трансфертных поступлений из НФРК риск для баланса бюджета и формирует ли потенциал увеличения госдолга?

Ответ на вопрос зависит от динамики доходов нетрансфертной части бюджета: налоговых и неналоговых доходов. По оценкам АКРА, к концу 2022 года ожидаемый рост нетрансфертных поступлений в номинальном выражении должен составить около 33% — крупнейший показатель за десятилетие. Во многом это связано с повышенной инфляцией, отчасти — с реализацией отложенного эффекта динамики экономической активности в 2020–2021 годах.

Дальнейшая траектория изменения объема нетрансфертных поступлений будет зависеть от темпов роста экономики, инфляционных волн, отложенного эффекта от решений в области налоговой политики (налоговых каникул, структуры налогового режима) и качества организации процесса налогообложения.

АКРА рассматривает три сценария возможной динамики нетрансфертных доходов госбюджета в 2023–2025 годах:

  • оптимистический, предполагающий увеличение нетрансфертных доходов на 20% в год в продолжение текущего тренда повышенных темпов роста;

  • базовый с ежегодным повышением доходов в среднем на 13% с учетом средних темпов роста за последнее десятилетие;

  • консервативный, при котором темпы роста составят в среднем 6% ежегодно, исходя из самого низкого показателя за последние десять лет (без учета 2015 года, когда наблюдалось сокращение доходов, и пандемийного 2020 года с ростом показателя на 1%).

В зависимости от сценария результаты исполнения бюджета в 2023–2025 годах варьируются от внушительного дефицита до профицита. Базовый сценарий с ростом нетрансфертных доходов на 13% в год выводит бюджет на близкий к сбалансированному уровень в 2024–2025 годах.

Таблица 1. Дефицит государственного бюджета Казахстана при трех сценариях ежегодного роста нетрансфертных доходов бюджета, % ВВП

Консервативный

Базовый

Оптимистический

2023

-5,4

-4,5

-3,6

2024

-2,9

-0,9

1,2

2025

-1,3

1,8

5,3

Источник: Министерство финансов Республики Казахстан, расчеты АКРА

Что может произойти с госдолгом Казахстана?

В рамках трех сценариев можно проследить разные траектории формирования потребности Казахстана в финансировании бюджета и потенциального роста госдолга в номинальном выражении. На конец 2025 года разбежка по величине государственного долга страны составляет от 12 трлн тенге до сокращения даже в номинальном выражении.

В первых двух сценариях отношение госдолга к ВВП1 сохраняется на умеренном уровне (20–25% ВВП) и приближено к текущим 24%. Оптимистический сценарий предполагает значительное сокращение госдолга к ВВП к 2025 году.

Стоит учесть, что бюджетная политика Казахстана, скорее всего, не будет ориентирована на снижение номинального госдолга, поскольку такого рода решение не рассматривается как таргет экономической политики при умеренном уровне госдолга. Более вероятен перерасчет иных параметров: расходов, трансферта из НФРК или обоих показателей с учетом бюджетного правила, начинающего действовать с 2023 года.

С учетом всех факторов можно сделать вывод, что на период до 2025 года даже в худшем из рассматриваемых сценариев госдолг Казахстана относительно ВВП не подвержен риску существенного увеличения. Скорее всего, он зафиксируется на уровне, несколько выше или ниже текущего.


1 АКРА прогнозирует рост ВВП в номинальном выражении на 17, 12 и 11% в 2023, 2024 и 2025 годах соответственно.

Рисунок 1. Возможные сценарии роста госдолга Казахстана


Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Жаннур Ашигали
Директор — руководитель проекта по взаимодействию со странами Средней Азии, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 02
Светлана Паничева
Руководитель службы внешних коммуникаций
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.