Sector

Regions & Municipalities

Type

Analytical commentary

International and national credit ratings through the prism of sanctions pressure

Credit ratings can be assigned on both international and national scales. Ratings assigned on an international scale make it possible to compare issuers from different countries. If the credit rating of a sovereign government is downgraded, in the absolute majority of cases the credit ratings of the issuers from the country are downgraded following the sovereign’s rating. It is assumed that, within its jurisdiction, a sovereign has the ability to impose capital and foreign exchange controls, making it difficult or impossible for issuers (or investors) to convert funds into foreign currency. This approach is called the country ceiling, and is an element of the international scale.

In the first half of last year, after making a number of downgrades, international rating agencies revoked their credit ratings of Russian issuers. The downgrades were mainly due to the changing rating of the Russian Federation, which over a short period was lowered from BBB to B, and then set at pre-default CC before being revoked.

The use of the national scale sufficiently neutralizes the impact of possible currency restrictions, since the issuers are compared within the same jurisdiction. National scale ratings reflect the relative creditworthiness of rating objects compared to the obligations of the national government. In the Russian economy, the obligations of the Government of the Russian Federation have the highest level of creditworthiness. The credit rating of the Russian Federation and the financial obligations it issues are always set at AAA(RU) on ACRA’s national scale for the Russian Federation1.

In addition, the national scale allows issuers’ creditworthiness to be more accurately determined. Issuers with a sufficiently tangible difference in creditworthiness may have the same credit rating on the international scale, but in terms of the national scale it will differ.

However, despite the clear advantages of the national scale (country ceiling has no impact, broader possibilities to reflect credit quality), the international scale gives rated entities the advantage of being able to raise funds in the international market. Russian credit rating agencies (CRAs) are not limited in their ability to assign international scale ratings, but among them, only ACRA has published ratings on the international scale.

All of ACRA’s methodologies, including its methodology for assigning credit ratings on the international scale, are updated and periodically undergo independent quality verification (validation), including using data arrays that include hundreds of thousands of observations of reporting by issuers from all over the world. ACRA’s portfolio currently features credit ratings assigned to sovereign governments and non-financial companies under the international scale, as well as ratings assigned to international financial institutions.

National CRAs are deeply immersed in the specifics of their home region, and, in addition, their activities are regulated by the Bank of Russia. The degree of disclosure of information by national CRAs to the regulator is much higher than that of their international counterparts, which makes the former as transparent as possible in their market. ACRA believes that it would be right to expand the recognition of credit ratings assigned on the international scale in jurisdictions where the closest international cooperation takes place (for example, the Eurasian Economic Union).

Nevertheless, credit ratings from international rating agencies2 that were in effect as of February 1, 20223 continue to apply in Russian legislation.

Meanwhile, more than a year has passed since the date on which the rating was assigned. A year is an approximate rating horizon, however, during this period, changes to the creditworthiness of issuers could have occurred, which means that the use of outdated data is no longer an adequate assumption for the purposes of maintaining the stability of the financial system. On the contrary, it is a serious mistake that may lead to inadequate acceptance of risk levels. Opinions formed on the basis of year-old data and forecasts cannot determine the future, and creditworthiness should be assessed taking into account current realities and forecasts for their development.

At the date of assigning international ratings, the majority of Russian clients of international rating agencies had credit ratings from the largest national CRAs. The total volume of the Russian rating market is estimated at about 700 unique issuers. Most of them had ACRA and Expert RA ratings, while around 240 issuers had ratings assigned by the Big Three. Only about a fifth of Russian clients of international CRAs did not have ACRA or Expert RA ratings, and this cannot be called a critical share in terms of the Russian market. After the withdrawal of international ratings, some of the companies obtained ratings from national CRAs, with ACRA receiving the largest increase among the other CRAs in the Russian rating market, but the overall level of credit rating coverage of the market remained practically unchanged. For example, out of the 56 new4 ratings that ACRA assigned to issuers from February 1, 2022 to February 1, 2023 under the national scale, only an eighth of them previously only held an international rating.


1 Key Concepts used by the Analytical Credit Rating Agency within the Scope of its Rating Activities.
2 For example, Bank of Russia Regulation No. 421-P dated May 30, 2014 “On the procedure for calculating the short-term liquidity indicator (Basel III)” and Bank of Russia Regulation No. 511-P dated December 3, 2015 “On the procedure for calculating market exposures by credit institutions”.
3 Bank of Russia Ordinance No. 3453-U “On the specifics of using creditworthiness ratings in order to apply Bank of Russia regulations”.
4 During the period from February 1, 2022 to February 1, 2023.


Ratings are grouped by rating category: for example, the AA(RU) category includes AA+(RU), AA(RU), and AA-(RU).
Sources: CRAs’ websites, ACRA

The pressure of the external environment is not something new for the Russian market. Since the beginning of the coronavirus pandemic in 2020, the influence of external factors has been significant and affected some credit ratings. However, with the increase of sanctions pressure and the ongoing changes to information disclosure, credit ratings are beginning to play an increasingly important role. Within a fairly short period, various authorities decided to limit the disclosure of some sensitive financial information. For example, the Bank of Russia reduced the volume of financial statements disclosed by banks on their websites5, although later it noted the need for disclosure of financial statements and proposed to disclose them in a concise form, without any information that potentially creates sanctions risks.

The Government of the Russian Federation has allowed issuers to reduce the volume of disclosed reports or not to disclose them6; the Federal Customs Service has stopped publishing statistical data; and the Federal Treasury has stopped publishing data on the execution of regional budgets. In conditions of limited public information, the relevance of ratings increases, since a rating agency has an advantage in using data and, thus, can eliminate asymmetry in the information market.


5 https://cbr.ru/press/event/?id=12737.
6 Resolution of the Government of the Russian Federation No. 351 dated March 12, 2022 “On the specifics of disclosure and submission of information in 2022, which is subject to disclosure and submission under the Federal Law “On joint-stock companies” and the Federal Law “On the securities market”, and the specifics of disclosure of insider information under the Federal Law “On countering the use of insider information and market abuse”.

ACRA puts considerable effort into eliminate information asymmetry through both credit ratings and the development of in-house data services. In addition to revoking the credit ratings of Russian issuers, international CRAs cut off access to their paid services, such as counterparty creditworthiness assessment and databases of corporate financial statements. To fill in the data gap, ACRA-RM (a subsidiary of ACRA) has developed ACRA-LENS, a proprietary system for assessing counterparty creditworthiness. This system is designed to replace foreign services and thereby ensure the continuity of risk management systems of Russian companies and banks.

Under the conditions of the negative impact of the external environment and, specifically, sanctions pressure, the importance of the state and government support in the economy is increasing. This is clearly evidenced by the support provided to Russian regions. In 2020, the share of transfers to regions reached 28% of their revenues (21% in 2019), while their nominal volume grew by 54%. Subsequently, the share of transfers decreased due to the growth of regions’ tax and non-tax revenues.

Another significant factor in supporting budgets was the provision of budget loans to refinance the commercial debt of regional and municipal authorities. In some cases, this allowed regions and municipalities with a high debt load and a significant share of expensive commercial debt to reduce their interest expenses. However, an even more important goal that was achieved by this voluntary restructuring was the minimization of refinancing risk, which became relevant again at the beginning of last year amid the growing key rate. As a result, the structure of the regions’ debt has changed dramatically — for the first time, budget loans accounted for 71% of the total debt of regions (data as of January 1, 2023 including loans granted to fund infrastructure projects). Bank loans, which are generally borrowed for a period of no more than one-and-a-half years and create significant refinancing risks, amounted to a mere 5% of the total regional debt at the beginning of this year.

Many regions shared a portion of budget loans with municipalities, who have refinanced their commercial debt as well. The share of subsidized debt of municipalities increased from 35% to 65% in 2022, while the volume of total debt has remained almost unchanged. Overall, regions transferred RUB 111 bln to municipalities; the largest amounts — RUB 3 bln or more — were granted by the Belgorod, Kemerovo, Kostroma, Nizhny Novgorod, Omsk, Samara, Tula, and Yaroslavl Regions, and the Udmurt Republic. Among ACRA-rated municipalities, Tomsk, Nizhny Novgorod, and Bratsk used the opportunity to refinance their debt. Generally, municipalities cannot borrow on terms comparable to those available to regions; therefore, the change to the debt structure of municipalities is no less noticeable and significant for budget expenditures, which often has a positive influence on their credit quality.

Print version
Download PDF

Analysts

Elena Anisimova
Senior Director — Head of Sovereign and Regional Ratings Group
+7 (495) 139 04 86
Kirill Ozerov
Senior Analyst, Validation Service
+7 (495) 139 04 80
Svetlana Panicheva
Head of External Communications
+7 (495) 139 04 80, ext. 169
We protect the personal data of users and process cookies only to personalize services. You can prevent the processing of cookies in your browser settings. Please read the terms of use of cookies on this website by clicking on more information.

Сектор

Регионы и муниципалитеты

Тип

Аналитический комментарий

Международные и национальные кредитные рейтинги через призму санкционного давления

Кредитные рейтинги могут присваиваться как по международным, так и по национальным шкалам. Рейтинги, присвоенные по международной шкале, позволяют сравнивать эмитентов из разных стран. В случае понижения кредитного рейтинга суверенного правительства кредитные рейтинги эмитентов из данной страны в абсолютном большинстве случаев понижаются вслед за рейтингом суверена. Предполагается, что в пределах своей юрисдикции суверен имеет возможность ввести контроль за движением капитала и за валютными операциями, усложнив или сделав невозможным для эмитента (или инвестора) конвертацию средств в валюту. Такой подход называется country ceiling (страновой потолок), и можно сказать, что он является элементом международной шкалы.

В первой половине прошлого года после серии понижений международные рейтинговые агентства отозвали кредитные рейтинги российских эмитентов. Понижение было обусловлено в первую очередь изменением кредитного рейтинга Российской Федерации, который за короткий период времени был переведен из категории BBB в категорию B, а перед отзывом находился на преддефолтном уровне — в категории СС.

Использование национальной шкалы в достаточной степени нивелирует влияние возможных валютных ограничений, поскольку сравнение эмитентов осуществляется в рамках одной юрисдикции. Рейтинги по национальной шкале отражают относительную кредитоспособность объектов рейтинга в сравнении с обязательствами национального правительства. В экономике России самым высоким уровнем кредитоспособности обладают обязательства Правительства Российской Федерации. Кредитный рейтинг Российской Федерации и выпущенных ей финансовых обязательств по национальной шкале АКРА для Российской Федерации всегда определяется на уровне AAA(RU)1.

Кроме того, национальная шкала позволяет более точно определить уровень кредитоспособности эмитента. Эмитенты с достаточно ощутимой разницей в кредитоспособности могут иметь одинаковый кредитный рейтинг по международной шкале, а в терминах национальной шкалы он будет различаться.

Однако при видимых плюсах национальной шкалы (отсутствие влияния странового потолка, более широкие возможности отражения кредитного качества) международная шкала обладает преимуществом, которое заключается в возможности привлечения средств на международном рынке. Российские кредитные рейтинговые агентства (КРА) не ограничены в возможности присваивать рейтинги по международной шкале, но среди них только АКРА имеет опубликованные рейтинги по международной шкале.

Все методологии АКРА, включая методологи присвоения кредитных рейтингов по международной шкале, поддерживаются в актуальном состоянии и периодически проходят процедуру независимой проверки их качества (валидацию), в том числе с использованием массивов данных, включающих сотни тысяч наблюдений отчетности эмитентов со всего мира. В портфеле АКРА на текущий момент присутствуют кредитные рейтинги, присвоенные по международной шкале суверенным правительствам, финансовым и нефинансовым компаниям, а также международным финансовым институтам.

Национальные КРА максимально глубоко погружены в специфику своего домашнего региона, и, кроме того, их деятельность регулируется Банком России. Степень раскрытия национальными КРА информации перед регулятором намного выше, чем международными, что делает их максимально транспарентными на своем рынке. АКРА полагает, что было бы правильным расширить признание кредитных рейтингов, присвоенных по международной шкале, в тех юрисдикциях, где происходит наиболее тесное международное сотрудничество (например, на территории ЕАЭС).

Тем не менее в российском законодательстве до сих пор применяются кредитные рейтинги международных рейтинговых агентств2, действовавших на 01.02.20223.

Между тем с момента фиксации даты, на которую присвоен рейтинг, прошло больше года. Год является примерным горизонтом действия рейтинга, однако за этот период в кредитоспособности эмитентов могли произойти изменения, а значит, использование устаревших данных уже не является адекватным допущением для целей поддержания стабильности финансовой системы. Напротив, это грубая ошибка, которая может привести к неадекватному принятию уровней риска. Мнения, сформированные с учетом данных и прогнозов годичной давности, не могут определять будущее, кредитоспособность должна оцениваться с учетом текущих реалий и прогнозов по их развитию.

На момент фиксации уровня международных рейтингов большинство российских клиентов международных рейтинговых агентств имели кредитные рейтинги крупнейших национальных КРА. Совокупный объем российского рейтингового рынка оценивается примерно в 700 уникальных эмитентов. Из них большинство имели рейтинги АКРА и «Эксперт РА», а порядка 240 эмитентов имели рейтинги «большой тройки». Лишь примерно пятая часть российских клиентов международных КРА не имела рейтингов АКРА или «Эксперт РА» — этот объем нельзя назвать критичным для российского рынка. Часть компаний после отзыва международных рейтингов получила рейтинги в национальных КРА, при этом АКРА получило наибольший прирост среди прочих КРА на российском рейтинговом рынке, однако общий уровень покрытия рынка кредитными рейтингами практически не изменился. Например, из 56 новых4 рейтингов эмитентов, присвоенных АКРА за период с 01.02.2022 по 01.02.2023 по национальной шкале лишь одна восьмая часть ранее имела только международный рейтинг.



1 Основные понятия, используемые Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
2 Например, Положение Банка России от 30.05.2014 № 421-П «О порядке расчета показателя краткосрочной ликвидности ("Базель III")», Положение Банка России от 03.12.2015 № 511-П «О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска».
3 Указание Банка России от 25.11.2014 № 3453-У «Об особенностях использования рейтингов кредитоспособности в целях применения нормативных актов Банка России».
4 За период с 01.02.2022 по 01.02.2023.


Распределение рейтингов представлено в разрезе рейтинговых категорий: например, категория AA(RU) включает в себя уровни AA+(RU), AA(RU) и AA-(RU).
Источник: сайты КРА, расчеты АКРА

Давление внешней среды не является для российского рынка чем-то новым. С начала пандемии коронавируса в 2020 году влияние внешних факторов было значимым и отражалось на некоторых кредитных рейтингах. Однако с усилением санкционного давления и в связи с происходящими изменениями в раскрытии информации кредитные рейтинги начинают играть все более важную роль. В течение достаточно короткого периода разными органами власти были приняты решения об ограничении публикации некоторой чувствительной финансовой информации. Например, Банк России сократил объем раскрытия отчетности банками на своих сайтах5, хотя впоследствии отметил необходимость раскрытия отчетности и предложил раскрывать ее в сокращенном формате без сведений, потенциально создающих санкционные риски.

Правительство Российской Федерации разрешило эмитентам сократить объем публикуемой отчетности или отказаться от ее публикации6; Федеральная таможенная служба прекратила публикацию статистики; Федеральное казначейство перестало публиковать данные об исполнении субъектами бюджетов. В условиях ограничения публичной информации актуальность рейтингов возрастает, поскольку рейтинговое агентство имеет преимущество в использовании данных и, таким образом, может устранить асимметрию на рынке информации.



5 https://cbr.ru/press/event/?id=12737.
6 Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 № 351 «Об особенностях раскрытия и предоставления в 2022 году информации, подлежащей раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах" и Федерального закона "О рынке ценных бумаг", и особенностях раскрытия инсайдерской информации в соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"».

АКРА активно ведет работу по устранению асимметрии информации как через кредитные рейтинги, так и посредством развития внутренних сервисов данных. Помимо отзыва кредитных рейтингов российских эмитентов, международные КРА закрыли доступ к своим платным сервисам, таким как сервис оценки кредитоспособности контрагентов и база данных финансовых отчетностей компаний. Для восполнения недостающих данных АКРА-РМ (дочернее общество АКРА) разработало собственную систему оценки кредитоспособности контрагентов — ACRA-LENS. Данная система способна заместить импортные сервисы и тем самым обеспечить непрерывность работы системы управления рисками российских компаний и банков.

В условиях негативного воздействия внешней среды, а особенно санкционного давления, возрастает роль государства и государственной поддержки в экономике. Об этом в особенности свидетельствует поддержка, оказываемая субъектам Российской Федерации. В 2020 году доля трансфертов субъектам достигла 28% их доходов (в 2019 году — 21%) при росте их номинального объема за 2020 год на 54%. В дальнейшем доля трансфертов снизилась, однако это произошло по причине роста налоговых и неналоговых доходов субъектов.

Еще одним значимым фактором поддержки бюджетов стало предоставление бюджетных кредитов для рефинансирования коммерческого долга региональных и местных органов власти. Это позволило в ряде случаев при высокой долговой нагрузке и существенной доле дорогого коммерческого долга снизить процентные расходы субъектов и муниципалитетов. Однако более важная задача, которая была решена этой добровольной реструктуризацией, заключается в минимизации риска рефинансирования, который вновь стал актуальным в начале прошлого года на фоне роста ключевой ставки. В итоге структура долга субъектов кардинально изменилась: впервые на бюджетные кредиты стал приходиться 71% совокупного долга субъектов (данные на 01.01.2023; включают также полученные кредиты на финансирование инфраструктурных проектов). Банковские кредиты, зачастую привлекаемые на срок не более полутора лет и создающие существенные риски рефинансирования, на начало текущего года составили лишь 5% совокупного долга субъектов.

Многие субъекты передали часть бюджетных кредитов муниципальным образованиям, которые также рефинансировали коммерческий долг. Доля льготного долга муниципальных образований возросла за 2022 год с 35 до 65% при почти неизменном объеме общего долга. Совокупно субъекты передали муниципальным образованиям 111 млрд руб., больше всего — по 3 млрд руб. и более — Белгородская, Кемеровская, Костромская, Нижегородская, Омская, Самарская, Тульская и Ярославская области, а также Удмуртская Республика. Среди муниципальных образований — клиентов АКРА возможностью рефинансирования долга в разной мере смогли воспользоваться Томск, Нижний Новгород и Братск. Муниципальные образования, как правило, не могут привлекать заемные средства на сопоставимых с субъектами условиях, поэтому изменение структуры долга муниципалитетов является не менее заметным и значимым для расходов их бюджетов процессом, что зачастую положительно отражается на их кредитном качестве.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Кирилл Озеров
Заместитель директора, служба валидации
+7 (495) 139 04 80
Светлана Паничева
Руководитель службы внешних коммуникаций
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.