ОРЭМ — место обращения электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России (далее — ЕЭС России) с участием крупных производителей и покупателей электрической энергии и мощности (а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка), функционирующее в рамках федерального закона «Об электроэнергетике».
По результатам 2022 года уровень потребления электроэнергии в России вырос на фоне улучшения платежной дисциплины со стороны потребителей на оптовом рынке электрической энергии и мощности (далее — ОРЭМ). При этом на розничном рынке электроэнергии (далее — РРЭ) отмечалось увеличение темпов роста задолженности конечных потребителей электроэнергии.
Согласно данным Центра финансовых расчетов1 (далее — ЦФР), уровень платежей на ОРЭМ за поставленную электроэнергию в 2022 году вырос на 1 и 0,5 п. п. по сравнению с 2021 и 2020 годами соответственно. Задолженность за поставленную электроэнергию на ОРЭМ по результатам 2022 года сократилась на 14,3% по сравнению с 2021 годом, в абсолютном выражении снижение составило 12,3 млрд руб. (см. рис. 1–2).
1 ЦФР — организация коммерческой инфраструктуры ОРЭМ, основной задачей которой является оказание комплексной услуги по расчету требований и обязательств участников ОРЭМ и проведению финансовых расчетов между ними.
Основной причиной столь резкого снижения задолженности стало заключение в конце 2021 года соглашения между генерирующими компаниями и ПАО «Россети» о реструктуризации задолженности сбытовых компаний Северного Кавказа. В соответствии с соглашением, сбытовые компании (АО «Чеченэнерго» и ПАО «Россети Северный Кавказ») в марте 2022 года передали генераторам в счет погашения задолженности, сформированной до 2022 года, векселя. Таким образом, АО «Чеченэнерго» погасило 90% накопленной задолженности, ПАО «Россети Северный Кавказ» — 83%. Размер долга составлял около 12 млрд руб., 85% (порядка 10,2 млрд руб.) которого было погашено в результате передачи векселей. В 2022–2026 годах схема взаиморасчетов в части недополученных средств предполагает оплату двумя способами: векселями (облигациями) или денежными средствами с беспроцентной отсрочкой в 13 лет. При этом действуют условия в части объема дисконта: АО «Чеченэнерго» — 10%, ПАО «Россети Северный Кавказ» — 17%. Планируется, что с 2027 года указанные компании будут осуществлять 100% расчетов «живыми» деньгами.
Согласно данным АО «Системный оператор Единой энергетической системы»2 (далее — АО «СО ЕЭС»), потребление электроэнергии в ЕЭС России за 2022 год выросло на 1,5% по сравнению с 2021 годом и на 7% по сравнению с 2020-м.
Рост был обусловлен в том числе как более холодной погодой в зимний период, так и ростом потребления электроэнергии предприятиями по добыче и транспортировке нефти (см. рис. 3). В 2020 году негативное влияние на уровень потребления электроэнергии оказали более теплая погода и ограничения, связанные с пандемией. Росту потребления в 2021 году способствовали более холодная погода по сравнению с 2020 годом и восстановление позиций отечественной электроэнергетической отрасли на фоне растущего спроса со стороны российской экономики после снятия пандемийных ограничений.
2 АО «СО ЕЭС» является субъектом оперативно-диспетчерского управления (в нормативно-технической документации также используется термин системный оператор), осуществляющим централизованное оперативно-диспетчерское управление ЕЭС России. АО «СО ЕЭС» уполномочено выдавать оперативные диспетчерские команды и распоряжения, обязательные для исполнения субъектами сектора электроэнергетики и потребителями электрической энергии, которые влияют на электроэнергетический режим работы энергетической системы.
Источник: данные АО «СО ЕЭС», расчеты АКРА
ОЭС — совокупность нескольких энергетических систем, объединенных общим режимом работы, имеющая общее диспетчерское управление как высшую ступень управления по отношению к диспетчерским управлениям входящих в нее энергосистем. В составе ЕЭС России выделяют семь ОЭС по региональному принципу, одна из которых — ОЭС Востока — работает изолированно от остальных шести.
В рамках РРЭ реализуется электроэнергия, приобретенная на ОРЭМ, а также электроэнергия генерирующих компаний, не являющихся участниками оптового рынка.
По большинству объединенных энергетических систем (далее — ОЭС) России за 2022 год потребление электроэнергии оказалось выше, чем за 2021 год, и по всем ОЭС показатели превысили результаты 2020 года (см. рис. 4).
Совокупная задолженность на ОРЭМ по итогам 2022 года составила 74 млрд руб., что ниже показателя на конец 2021 года (86,3 млрд руб.), но немного превышает значение 2020 года (72,9 млрд руб.). При этом стоит отметить, что волатильность данного показателя обусловлена в основном действием описанного выше механизма о реструктуризации задолженности сбытовых компаний ПАО «Россети» на Северном Кавказе (см. рис. 5–6).
Рисунок 5. Структура задолженности за покупку электроэнергии на ОРЭМ по федеральным округам на конец года, млрд руб.
Рисунок 6. Уровень расчетов на ОРЭМ по федеральным округам за год с учетом договоров цессии, %
Источник: данные ЦФР, расчеты АКРА
Темпы роста задолженности потребителей Северо-Кавказского федерального округа за электроэнергию на ОРЭМ в 2022 году снизились, но при этом в натуральном выражении объем долга за 2022 год был выше, чем за 2020 год (см. рис. 5–6).
Основной объем задолженности на ОРЭМ формируют энергосбытовые компании, покупающие электроэнергию на оптовом рынке и продающие ее конечным потребителям на РРЭ3. По результатам 2022 года динамика задолженности на ОРЭМ и РРЭ носила разнонаправленный характер: при снижении задолженности на ОРЭМ продолжался ее рост на РРЭ, при этом объем долга на РРЭ, как и прежде, значительно превышает уровень задолженности на ОРЭМ (см. рис. 7). Подобная динамика обусловлена в основном корректировками обязательств на ОРЭМ в части списания невозвратной задолженности, а также компенсацией энергосбытовыми компаниями долгов конечных потребителей.
Следует отметить, что за 2022 год, по данным ЦФР, темпы прироста задолженности покупателей на РРЭ увеличились. Так, за прошлый год прирост задолженности на РРЭ составил 32,4 млрд руб., тогда как за 2021 и 2020 годы он был на уровне 2,4 и 24,1 млрд руб. соответственно (см. рис. 8). В целом рост задолженности на РРЭ был обусловлен ухудшением платежной дисциплины практически по всем категориям потребителей.
3 Субъекты РРЭ: потребители электроэнергии; поставщики коммунальных услуг; гарантирующие поставщики; независимые энергосбытовые компании, энергоснабжающие организации; производители электрической энергии на розничных рынках, которые не имеют статуса субъекта оптового рынка или по каким-либо причинам утратили этот статус; сетевые организации, а также владельцы объектов электросетевого хозяйства; системный оператор.
Совет рынка («Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью») — компания, обеспечивающая организацию оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью (ранее — Некоммерческое партнерство «Администратор торговой системы»).
Источник: данные ЦФР, расчеты АКРА
Гарантирующий поставщик электрической энергии — коммерческая организация, обязанная в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии.
По мнению АКРА, долги конечных потребителей за поставленную электроэнергию ложатся прежде всего на энергосбытовые компании. Зачастую это приводит к банкротству данных компаний и/или к лишению их статуса субъекта ОРЭМ из-за ненадлежащего исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). Так, Совет рынка решением от 22 июня 2021 года лишил трех подконтрольных ПАО «Россети» гарантирующих поставщиков — АО «Каббалкэнерго», АО «Калмэнергосбыт» и АО «Карачаево-Черкесскэнерго» — статуса субъекта ОРЭМ по причине их многомиллиардных долгов перед генераторами. Кроме того, долги конечных потребителей ложатся на сетевые и генерирующие компании, что потенциально может привести к недостаточности денежных средств для покрытия их операционных и капитальных затрат, необходимых для поддержания надежности ЕЭС России.
В период с 01.01.2023 по 20.03.2023 объем планового потребления электроэнергии4 в России, по данным Ассоциации «НП Совет рынка», вырос на 0,6% относительно аналогичного периода предыдущего года.
При этом задолженность на ОРЭМ за январь–февраль 2023 года увеличилась на 0,3 млрд руб. по сравнению с ростом на 5,7 млрд руб. за тот же период 2022-го. Задолженность на РРЭ за январь–февраль 2023 года выросла на 69,2 млрд руб., что выше показателя в 65,8 млрд руб. за аналогичный период прошлого года (по данным Ассоциации «НП Совет рынка»).
По мнению АКРА, динамика потребления электроэнергии в России в 2023 году будет в диапазоне от -1,5% до 0 относительно 2022 года по причине отложенного влияния внешних экономических санкций на промышленное производство и экономическую активность в стране. Тем не менее даже в случае сохранения в России объемов потребления электроэнергии в 2023 году на уровне 2022 года долг за поставленное электричество будет продолжать увеличиваться, что с большой долей вероятности негативно скажется на финансовых показателях компаний отрасли. В то же время, несмотря на формирование неблагоприятных тенденций, АКРА полагает, что в среднесрочной перспективе — от шести месяцев до года — отрасль сможет абсорбировать негативные шоки.
4 Плановое электропотребление — полный плановый объем покупки потребителей, определенный в результате конкурентного отбора заявок на сутки вперед. Из объемов потребления по ценовым зонам исключены объемы экспортных поставок электроэнергии.