Сектор

Устойчивое развитие

Тип

Аналитический комментарий

Прогноз выпуска ESG-облигаций1 в России в 2023 году

  • Согласно базовому сценарию АКРА, по итогам 2023 года в России будет выпущено ESG-облигаций на общую сумму 115 млрд руб., а с учетом сегмента национальных и адаптационных проектов Сектора устойчивого развития Московской биржи данный показатель превысит 160 млрд руб. Это на 51% больше объема выпуска ESG-облигаций в 2022 году, но на 24% меньше результата 2021 года — рекордного по объемам размещения. Если принимать в расчет только рублевые ESG-облигации Сектора устойчивого развития Московской биржи, размещенные в 2021 году, то объем размещений в 2023-м будет сопоставим с показателем позапрошлого года.
  • Оптимистический сценарий АКРА предполагает, что объем новых размещений с учетом сегмента адаптационных и национальных проектов составит в текущем году более 205 млрд руб. и почти вдвое превысит результат 2022-го. Однако, по мнению АКРА, этот сценарий менее вероятен, а перспективы его реализации во многом будут зависеть от динамики процентных ставок до конца года.

  • Крупнейшими эмитентами ESG-облигаций на российском рынке
    по-прежнему выступают государственные банки и компании с госучастием. Динамика размещения облигаций, выпущенных этими эмитентами, будет определять динамику анализируемого рынка в целом.

  • При отсутствии регуляторных стимулов и внешних шоков, подобных шокам начала 2022 года, объемы выпуска ESG-облигаций в 2024 году составят не более 220 млрд руб.

  • Мировой рынок ESG-облигаций по итогам 2023-го, скорее всего, вернется к показателям 2021 года (после шокового 2022-го), а крупнейшим рынком по объему размещений ESG-облигаций останется Евросоюз.

1 Для целей настоящего аналитического комментария под ESG-облигациями понимаются «зеленые», социальные и адаптационные облигации, облигации устойчивого развития, а также облигации, связанные с показателями устойчивого развития (sustainability linked bonds, SLB).

За девять месяцев текущего года в Секторе устойчивого развития Московской биржи было размещено шесть выпусков ESG-облигаций на общую сумму 85,8 млрд руб., включая два выпуска СОПФ «Инфраструктурные облигации» (на 15 и 30 млрд руб.), которые вошли в сегмент национальных и адаптационных проектов. В число указанных шести выпусков входят два выпуска нового для российского рынка инструмента — облигаций устойчивого развития, выпущенных ПАО «РОСБАНК» и ООО «ДОМ.РФ Ипотечный агент» (объемом 3 и 29,8 млрд руб. соответственно). С учетом внебиржевого размещения народных «зеленых» облигаций, выпущенных московским правительством, совокупный объем размещения ESG-облигаций в России за период с января по сентябрь составил 87,8 млрд руб.

АКРА полагает, что в оставшиеся три месяца года велика вероятность еще нескольких крупных размещений, в том числе в Секторе устойчивого развития Московской биржи. Согласно базовому сценарию Агентства, до конца года в формате «зеленых» и социальных облигаций, а также облигаций устойчивого развития будут размещены выпуски на 72 млрд руб. В этом случае совокупный объем размещенных в 2023 году ESG-облигаций составит 115 млрд руб., а с учетом сегмента национальных и адаптационных проектов превысит 160 млрд руб. (на 51% выше результата 2022 года, но на 24% ниже показателя рекордного пока 2021 года).

Важно отметить, что итоговый объем размещений ESG-облигаций за 2021 год (211,9 млрд руб.) учитывает размещения в Секторе устойчивого развития Московской биржи, размещения на иностранных биржах и одно внебиржевое размещение. С 2022 года рынок еврооблигаций фактически закрыт для российских эмитентов, поэтому рублевые ESG-облигации в Секторе устойчивого развития Московской биржи формируют более 90% рынка (доля внебиржевых размещений незначительна). Если сопоставить только рублевые выпуски в указанном секторе, то в случае реализации базового сценария АКРА объемы размещения ESG-облигаций в 2023 году превысят показатели не только 2022-го, но и 2021 года.

Если сопоставить только рублевые выпуски в Секторе устойчивого развития Московской биржи, то в случае реализации базового сценария АКРА объемы размещения ESG-облигаций в 2023 году превысят показатели не только 2022-го, но и 2021 года.

Согласно оптимистическому сценарию АКРА, объем новых размещений с учетом сегмента адаптационных и национальных проектов в 2023 году составит более 205 млрд руб., что почти вдвое превышает результат предыдущего года. Данный сценарий предполагает реализацию потенциальными эмитентами ESG-облигаций всех заявленные планов до конца года и сохранение процентных ставок без изменений.

В рамках сценариев, описанных выше, Агентство не ожидает появления на рынке в 2023 году новых видов ESG-облигаций — облигаций климатического перехода и облигаций с привязкой к показателям устойчивого развития. Эти инструменты могут появиться на рынке не ранее второй половины 2024 года.

Рисунок 1. Объем размещений ESG-облигаций российскими эмитентами (включая сегмент национальных и адаптационных проектов), млрд руб.


Источник: Московская биржа, Банк России, Экспертно-аналитическая платформа ИНФРАГРИН, оценка АКРА

В 2023 году продолжилась донастройка регулирования в сфере ESG-финансирования. В марте была утверждена новая редакция Постановления Правительства Российской Федерации № 15872. В частности, были добавлены новые категории «зеленых» и адаптационных проектов, уточнен ряд критериев для уже существующих категорий проектов, а также приведено описание модельных подходов к оценке воздействия проектов на окружающую среду. Кроме того, актуализированы требования к верификаторам.


2 Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2021 года № 1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации».

Существенного влияния на динамику рынка изменения в регулировании не оказали, но расширили перечень проектов, под которые могут быть привлечены «зеленые» и адаптационные финансовые инструменты.

В 2023 году также были внесены изменения в правила листинга Московской биржи в целях их синхронизации с актуальными регуляторными требованиями Банка России. Существенного влияния на динамику рынка эти изменения не оказали, но расширили перечень проектов, под которые могут быть привлечены «зеленые» и адаптационные финансовые инструменты. Кроме того, выход ряда новых рекомендаций Банка России в сфере устойчивого развития косвенно поддерживают интерес отдельных эмитентов к размещению ESG-облигаций.

Проект национальной таксономии социальных проектов не был утвержден в течение девяти месяцев 2023 года. Принятие документа, с одной стороны, задало бы более четкие рамки и определения для социального финансирования, а с другой — могло бы ограничить, по оценкам АКРА, потенциальный объем выпуска на российском рынке социальных облигаций и облигаций устойчивого развития. Агентство связывает это с тем, что при прочих равных эмитенты будут склонны отбирать проекты исключительно из списка проектов социальной таксономии, а данный список не будет включать часть проектов, под которые ранее размещались социальные облигации.

АКРА считает маловероятным появление на российском рынке каких-либо льгот и регуляторных стимулов для эмитентов и инвесторов в ESG-облигации в ближайшие годы. Учитывая отсутствие на национальном рынке системного «гриниума»3, это ограничивает потенциальное количество ежегодных эмиссий несколькими выпусками, эмитентами которых выступают преимущественно крупные компании и финансовые организации с госучастием. В базовом сценарии АКРА исходит из того, что объем размещений новых ESG-облигаций в 2024 году не превысит 220 млрд руб.


3 В рамках настоящего аналитического комментария системным «гриниумом» называется устойчиво повышенный спрос на ESG-облигации со стороны инвесторов по сравнению со спросом на обычные облигации тех же эмитентов.

Глобальный рынок ESG-облигаций по объемам новых размещений увеличится на 10–15% в 2023 году по сравнению с прошлогодним показателем, однако не достигнет объемов 2021 года.

Благодаря постепенному восстановлению мировых финансовых рынков после инфляционного шока, произошедшего в 2022-м, глобальный рынок ESG-облигаций по объемам новых размещений увеличится на 10–15% в 2023 году по сравнению с прошлогодним показателем, однако не достигнет объемов 2021 года.

По данным Climate bond initiative (CBI), в мировом масштабе объем новых размещений облигаций GSS+4 в первом полугодии 2023-го сократился на 15% к показателю за тот же период 2022 года и составил 448,2 млрд долл. США. (см. рис. 2).

Основную часть облигаций GSS+, выпущенных в первой половине 2023 года, традиционно составляли «зеленые» облигации, на которые пришлось 62% новых выпусков. За ними следуют социальные облигации, а также облигации устойчивого развития (примерно по 15%). В указанный период 8% выпусков составили облигации, связанные с показателями устойчивого развития (SLB), и менее 1% — транзитные облигации. Отметим, что рынок облигаций GSS+ в США, согласно информации CBI, сократился сильнее, чем в среднем по миру (-39% к показателю за первую половину 2022 года), в то время как Евросоюз по-прежнему остается крупнейшим рынком по объему размещений данных инструментов.

Учитывая восстановление финансовых рынков и уровня процентных ставок, а также текущие заявления ряда крупных эмитентов (включая суверенных и межгосударственных), с высокой долей вероятности можно говорить о том, что по итогам 2023 года объем размещений облигаций GSS+ будет находиться в диапазоне от 800 млрд до 1 трлн долл. США (рост на 10–15% к показателю 2022 года).


4 В определении CBI облигации GSS+ — это совокупность следующих видов облигаций: «зеленых», социальных, облигаций устойчивого развития (sustainability), облигаций, связанных с показателями устойчивого развития (SLB), а также транзитных облигации (transition bonds).

Ключевым драйвером выпуска облигаций GSS+ постепенно будут становиться страны Азии и в первую очередь Китай, где сформирован внутренний рынок «зеленых» облигаций, а также существуют стандарты выпуска и обращения этих инструментов.

Мировой рынок облигаций GSS+, по разным оценкам, уже составляет более 10% всего мирового облигационного рынка, а по состоянию на конец 2023 года его доля может увеличиться до 15%, учитывая медленные темпы роста размещений обычных облигаций.

Евросоюз в ближайшие несколько лет останется крупнейшим рынком, в том числе для «зеленых» облигаций. Однако с учетом постепенного ужесточения регулирования (введения европейского стандарта «зеленых» облигаций прежде всего), а также результатов недавних исследований, которые показали отсутствие системного «гриниума» на рынке ЕС, предложение облигаций GSS+ может снизиться. При этом рынок «зеленых» облигаций в США по-прежнему будет испытывать внутриполитическое давление, что также может негативно сказаться на объемах предложения. По мнению АКРА, ключевым драйвером выпуска облигаций GSS+ постепенно будут становиться страны Азии и в первую очередь Китай, где сформирован внутренний рынок «зеленых» облигаций, а также существуют стандарты выпуска и обращения этих инструментов.

Рисунок 2. Объем размещенных в мире облигаций GSS+, сертифицированных CBI, млрд долл. США


Источник: CBI 

При подготовке настоящего аналитического комментария использовались данные CBI, Банка России, Московской биржи и Экспертно-аналитической платформы ИНФРАГРИН. АКРА выражает благодарность коллегам за предоставленную информацию.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Владимир Горчаков
Директор — руководитель группы оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 132
Светлана Паничева
Руководитель службы внешних коммуникаций
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.