Сектор

Регионы и муниципалитеты

Тип

Аналитический комментарий

Анализ внутригодовой ликвидности бюджетов российских регионов1 

Остатки временно свободных средств на счетах бюджета — один из наиболее важных инструментов ликвидности, доступных региональным властям при финансировании дефицита бюджета. По итогам 2022 года совокупный объем накопленных средств российских регионов составил около 2,3 трлн руб., из которых около трети приходилось на Москву (770 млрд руб.), около половины — на Москву и еще четыре субъекта: Санкт-Петербург (236 млрд руб.), ЯНАО и Кемеровская область — Кузбасс (99 и 85 млрд руб. соответственно), а также Краснодарский край (82 млрд руб.). К субъектам с наименьшим объемом накопленных средств по итогам минувшего года относятся Чукотский автономный округ, Республика Карелия, Псковская область (порядка 0,3 млрд руб. в каждом из упомянутых субъектов), Республики Тыва и Калмыкия (0,1 и 0,05 млрд руб. соответственно).

Практически ежегодно наибольший объем остатков у субъектов формируется под конец лета, когда значительный объем доходов в бюджет уже зачислен, а основные расходы еще не исполнены. В дополнение к этому у регионов есть возможность привлекать временно свободные средства своих автономных и бюджетных учреждений, что позволяет на время увеличить объем собственной ликвидности. Текущий год не стал исключением: по данным Единого портала бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет» (ЕПБС), совокупный объем остатков на счетах регионов на 01.10.2023 увеличился на 19% по сравнению с сопоставимым периодом годом ранее и составил более 4,1 трлн руб., что является одним из лучших результатов за всю историю наблюдений. Тем не менее, несмотря на рост совокупного показателя, в 29 субъектах объем временно свободных средств за аналогичный период снизился. В то же время ряд регионов, наоборот, показали значительный прирост показателя, в том числе в 17 субъектах показатель увеличился более чем вдвое, что позволило обеспечить положительную динамику совокупного показателя2.


В расчет не вошли бюджеты четырех новых субъектов РФ по причине недостаточности информации.
2 См. Приложение.

Рисунок 1. Ликвидность на счетах на 01.10.2023 превысила значения прошлых лет, млрд руб.


Источник: ЕПБС, расчеты АКРА

Отличительной особенностью последних лет стал рост совокупного объема временно свободных средств на счетах регионов при снижении доли Москвы. Так, если в 2019–2020 годах ее доля в совокупном объеме ликвидности регионов превышала 50%, то начиная с 2021 года она начала снижаться. При этом доля субъектов, за исключением Москвы, и пяти крупнейших по объему свободных средств регионов (регионы, формирующие эту пятерку, каждый год разные) стала существенно увеличиваться. АКРА полагает, что в целом это может быть связано с ростом накопленной ликвидности других регионов при относительно стабильном объеме остатков на счетах Москвы.

Рисунок 2. Доля Москвы в совокупном объеме остатков снижается


Источник: ЕПБС, расчеты АКРА

По данным на 17.10.2023, совокупный запланированный дефицит всех субъектов РФ по итогам текущего года может превысить 2,8 трлн руб. (плановые значения обычно достаточно консервативны), при этом отдельным регионам, по мнению АКРА, удастся полностью его профинансировать за счет временно свободных средств. Так, у 47 субъектов остатки на начало года покрывали более половины объема запланированного дефицита бюджета текущего года, а у 23 субъектов плановый дефицит покрывается остатками полностью. Однако в восьми субъектах, в том числе в Республике Калмыкия, Чукотском автономном округе, Республиках Бурятия и Карелия, а также в Псковской области, остатки на начало года покрывали менее 5% запланированного по итогам года дефицита бюджета.

Рисунок 3. Более половины субъектов могут профинансировать запланированный дефицит за счет остатков на счетах


* Расчетное значение по Томской области превышает ограничения рис. 3.
Источник: ЕПБС, расчеты АКРА

Остатки средств на счетах позволяют не только закрывать внутригодовые кассовые разрывы и финансировать дефицит бюджета по итогам года, но и приносят дополнительные неналоговые доходы в бюджеты регионов. Процентные доходы от размещения временно свободных средств на депозитах в банках или от размещения на едином казначейском счете (ЕКС)3  на 01.09.2023 составляли 128 млрд руб., что на 43% меньше аналогичного показателя годом ранее, но более чем вдвое превосходит значение на 01.09.2021.


3 Для тех субъектов, которые не имеют права размещать депозиты, или для тех, кто не пользуется этой возможностью. Механизм заработал в 2021 году.

Рисунок 4. Процентные доходы субъектов достигли максимального значения по итогам 2022 года, млрд руб.



Источник: ЕПБС, расчеты АКРА

Согласно данным бюджетной отчетности, на 01.01.2023 у 12 субъектов4 были размещены остатки на депозитах на общую сумму 1,3 трлн руб. (0,6 трлн руб. без учета средств Москвы). Исходя из данных Банка России, на 01.08.2023 на депозитах были размещены уже 1,9 трлн руб. средств бюджетов. Практически каждый год по состоянию на август максимальная доля размещенных средств приходится на Банк ВТБ (ПАО) (в 2022 году данные не раскрывались). Размещение средств на депозитах, по мнению АКРА, может являться более гибким инструментом для регионов по сравнению с размещением средств на ЕКС, поскольку позволяет самостоятельно управлять средствами и сроками их размещения. В то же время размещение на ЕКС позволяет снизить издержки управления ликвидностью за счет внешнего управления такими операциями.


4 Возможности размещения ограничиваются ст. 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Рисунок 5. Крупнейшие держатели депозитов субъектов РФ



Источник: Банк России, расчеты АКРА

На ЕКС консолидируются средства субъектов, в том числе свободные остатки средств, не размещенных на депозитах или не используемых в других инструментах управления ликвидностью. Без учета средств Москвы доля средств, размещенных на ЕКС, составила 62% совокупного объема остатков (при учете средств Москвы, большая часть которых размещается на депозитах, доля средств на ЕКС не превышала 43%). Благодаря ЕКС процентный доход получают все субъекты, а размер этого дохода максимизирован.

Концентрация ликвидных остатков наблюдается в основном в регионах с высоким кредитным рейтингом. По большей части это связано с возможностью регионов финансировать часть расходов по итогам года за счет накопленной ликвидности без необходимости увеличения долговой нагрузки, что, в свою очередь, помогает нивелировать риски волатильности доходов бюджета и финансировать кассовые разрывы в середине года в случае их появления.

Рисунок 6. У регионов с более высоким кредитным рейтингом объем остатков на счетах выше (по данным на 01.01.2023)


* Москва исключена из анализа.
Источник: ЕПБС, расчеты АКРА

Возможность финансировать расходы внутри года за счет накопленных ранее средств можно отобразить, если сопоставить объем остатков на счетах субъекта на начало месяца с объемом расходов по итогам этого же месяца. Расчеты указывают, что у субъектов с более высоким кредитным рейтингом указанный показатель, как правило, выше, чем у регионов с более низким рейтингом. При этом у регионов, относящихся к категориям BB(RU) и BBB(RU), соотношение остатков и расходов ниже, чем среднее значение в целом по России, а в отдельные месяцы ниже 1. У субъектов категорий AA(RU) и AAA(RU), напротив, большую часть года остатки на счетах в несколько раз превосходят ежемесячные расходы бюджета.

Рисунок 7. У регионов с более высоким кредитным рейтингом остатки на счетах на начало месяца превышают расходы бюджета по итогам того же месяца


* В категории BB(RU) представлен только один субъект.
** Значение показателя для категории AAA(RU) за январь 2020 года превышает ограничения рис. 7.
Источник: ЕПБС, расчеты АКРА

Остатки на счетах субъектов в текущем году могут сыграть ключевую роль в финансировании дефицита бюджетов по итогам года. Одной части регионов они позволят избежать прироста долга, другой — продолжить получать доходы от размещения средств, что приведет к увеличению собственных доходов. Процентные доходы от размещенных средств бюджетов за девять месяцев текущего года уже превзошли показатель за весь 2021 год и, скорее всего, будут расти вплоть до декабря. В то же время исторический максимум по внутригодовой ликвидности субъектов, с одной стороны, свидетельствует об опережающем росте доходов бюджетов над их расходами, с другой — позволяет предположить сохранение достаточного объема остатков в конце года, что позволит регионам обеспечить финансирование запланированного дефицита и в 2024 году.

Приложение

Объем временно свободных средств на счетах субъектов РФ по состоянию на указанную дату, млн руб.

01.01.2022

01.10.2022

 01.01.2023

 01.10.2023

Всего по анализируемым субъектам*

2 069 664

3 446 825

2 277 360

4 111 942

Алтайский край

29 493

31 028

22 526

26 872

Амурская область

3 797

2 377

1 749

8 947

Архангельская область

2 300

3 502

3 012

1 566

Астраханская область

5 817

22 474

15 946

23 290

Белгородская область

39 235

27 621

10 534

22 797

Брянская область

5 218

15 656

11 322

20 483

Владимирская область

14 118

15 362

12 084

20 297

Волгоградская область

858

2 190

612

4 931

Вологодская область

49 252

70 411

60 072

76 477

Воронежская область

29 870

45 859

33 283

50 820

Еврейская автономная область

2 832

2 162

2 163

1 914

Забайкальский край

833

3 871

1 338

14 920

Ивановская область

5 730

15 246

10 024

21 622

Иркутская область

2 729

31 003

13 189

20 884

Кабардино-Балкарская Республика

1 553

6 157

7 006

10 855

Калининградская область

12 332

21 411

20 786

20 350

Калужская область

7 689

13 623

5 100

15 688

Камчатский край

2 015

3 500

6 610

8 330

Карачаево-Черкесская Республика

1 140

2 188

1 128

6 080

Кемеровская область — Кузбасс

40 708

134 192

84 592

105 385

Кировская область

5 371

9 528

5 485

9 615

Костромская область

3 619

5 056

2 151

4 245

Краснодарский край

61 389

87 490

82 425

121 533

Красноярский край

88 765

126 575

72 107

123 189

Курганская область

2 978

7 200

4 651

11 788

Курская область

11 887

8 583

9 661

9 779

Ленинградская область

12 868

28 475

12 561

67 311

Липецкая область

36 082

45 729

33 182

52 445

Магаданская область

143

37

442

1 994

Московская область

82 756

125 679

22 150

175 285

Мурманская область

20 098

12 745

1 323

15 934

Ненецкий автономный округ

1 806

8 743

7 452

6 314

Нижегородская область

27 490

36 598

26 738

55 137

Новгородская область

4 587

16 236

10 059

16 947

Новосибирская область

11 169

25 267

19 349

23 907

Омская область

347

6 383

2 121

10 980

Оренбургская область

20 702

29 067

20 727

31 834

Орловская область

3 032

7 670

2 849

5 461

Пензенская область

4 467

9 483

5 969

12 029

Пермский край

16 352

39 439

14 970

43 875

Приморский край

9 695

16 057

4 705

34 793

Псковская область

1 430

141

256

8 934

Республика Адыгея

3 980

6 780

1 719

3 857

Республика Алтай

753

2 929

2 301

2 191

Республика Башкортостан

17 873

36 176

14 584

32 310

Республика Бурятия

322

9 188

415

6 583

Республика Дагестан

16 977

9 003

3 815

7 507

Республика Ингушетия

161

1 448

1 073

727

Республика Калмыкия

55

140

54

421

Республика Карелия

1 195

2 517

285

7 742

Республика Коми

5 640

23 703

13 759

30 577

Республика Крым

5 433

15 817

14 484

22 161

Республика Марий Эл

3 022

9 124

6 702

11 101

Республика Мордовия

3 488

6 677

2 737

4 157

Республика Саха (Якутия)

33 812

31 573

20 587

18 959

Республика Северная Осетия —  Алания

1 443

5 232

3 155

5 073

Республика Татарстан

27 098

79 933

30 912

83 404

Республика Тыва

965

745

114

7 161

Республика Хакасия

1 357

14 344

4 395

4 064

Ростовская область

2 950

14 060

3 781

32 568

Рязанская область

6 571

19 999

11 551

23 800

Самарская область

34 197

67 615

31 677

58 629

Саратовская область

5 291

11 509

6 113

14 881

Сахалинская область

3 617

54 183

58 928

90 601

Свердловская область

6 001

48 594

24 618

97 061

Смоленская область

5 326

14 344

8 821

24 322

Ставропольский край

19 348

43 996

35 330

43 930

Тамбовская область

3 753

10 879

3 383

11 262

Тверская область

15 350

26 312

27 682

40 327

Томская область

2 611

14 325

4 227

7 886

Тульская область

4 391

11 873

4 754

13 907

Тюменская область

86 086

92 764

37 624

91 970

Удмуртская Республика

282

1 860

522

4 040

Ульяновская область

246

147

1 004

7 920

Хабаровский край

6 769

17 201

12 391

16 610

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

49 654

83 928

26 971

87 739

Челябинская область

54 682

71 021

43 383

87 769

Чеченская республика

138

2 094

1 595

503

Чувашская Республика

9 092

17 064

13 876

26 672

Чукотский автономный округ

4 881

3 947

308

2 819

Ямало-Ненецкий автономный округ

63 061

121 818

99 398

135 988

Ярославская область

3 152

4 437

2 387

11 526

Москва

796 540

999 579

770 448

1 190 925

Санкт-Петербург

74 928

311 804

236 779

391 100

Севастополь

2 619

4 130

4 310

23 352

* Без учета новых субъектов по причине недостаточности информации.
Источник: ЕПБС, расчеты АКРА

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Светлана Паничева
Руководитель службы внешних коммуникаций
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.