Анализ внутригодовой ликвидности бюджетов российских регионов1
Остатки временно свободных средств на счетах бюджета — один из наиболее важных инструментов ликвидности, доступных региональным властям при финансировании дефицита бюджета. По итогам 2022 года совокупный объем накопленных средств российских регионов составил около 2,3 трлн руб., из которых около трети приходилось на Москву (770 млрд руб.), около половины — на Москву и еще четыре субъекта: Санкт-Петербург (236 млрд руб.), ЯНАО и Кемеровская область — Кузбасс (99 и 85 млрд руб. соответственно), а также Краснодарский край (82 млрд руб.). К субъектам с наименьшим объемом накопленных средств по итогам минувшего года относятся Чукотский автономный округ, Республика Карелия, Псковская область (порядка 0,3 млрд руб. в каждом из упомянутых субъектов), Республики Тыва и Калмыкия (0,1 и 0,05 млрд руб. соответственно).
Практически ежегодно наибольший объем остатков у субъектов формируется под конец лета, когда значительный объем доходов в бюджет уже зачислен, а основные расходы еще не исполнены. В дополнение к этому у регионов есть возможность привлекать временно свободные средства своих автономных и бюджетных учреждений, что позволяет на время увеличить объем собственной ликвидности. Текущий год не стал исключением: по данным Единого портала бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет» (ЕПБС), совокупный объем остатков на счетах регионов на 01.10.2023 увеличился на 19% по сравнению с сопоставимым периодом годом ранее и составил более 4,1 трлн руб., что является одним из лучших результатов за всю историю наблюдений. Тем не менее, несмотря на рост совокупного показателя, в 29 субъектах объем временно свободных средств за аналогичный период снизился. В то же время ряд регионов, наоборот, показали значительный прирост показателя, в том числе в 17 субъектах показатель увеличился более чем вдвое, что позволило обеспечить положительную динамику совокупного показателя2.
1 В расчет не вошли бюджеты четырех новых субъектов РФ по причине недостаточности информации.
2 См. Приложение.
Рисунок 1. Ликвидность на счетах на 01.10.2023 превысила значения прошлых лет, млрд руб.
Источник: ЕПБС, расчеты АКРА
Отличительной особенностью последних лет стал рост совокупного объема временно свободных средств на счетах регионов при снижении доли Москвы. Так, если в 2019–2020 годах ее доля в совокупном объеме ликвидности регионов превышала 50%, то начиная с 2021 года она начала снижаться. При этом доля субъектов, за исключением Москвы, и пяти крупнейших по объему свободных средств регионов (регионы, формирующие эту пятерку, каждый год разные) стала существенно увеличиваться. АКРА полагает, что в целом это может быть связано с ростом накопленной ликвидности других регионов при относительно стабильном объеме остатков на счетах Москвы.
Рисунок 2. Доля Москвы в совокупном объеме остатков снижается
Источник: ЕПБС, расчеты АКРА
По данным на 17.10.2023, совокупный запланированный дефицит всех субъектов РФ по итогам текущего года может превысить 2,8 трлн руб. (плановые значения обычно достаточно консервативны), при этом отдельным регионам, по мнению АКРА, удастся полностью его профинансировать за счет временно свободных средств. Так, у 47 субъектов остатки на начало года покрывали более половины объема запланированного дефицита бюджета текущего года, а у 23 субъектов плановый дефицит покрывается остатками полностью. Однако в восьми субъектах, в том числе в Республике Калмыкия, Чукотском автономном округе, Республиках Бурятия и Карелия, а также в Псковской области, остатки на начало года покрывали менее 5% запланированного по итогам года дефицита бюджета.
Рисунок 3. Более половины субъектов могут профинансировать запланированный дефицит за счет остатков на счетах
* Расчетное значение по Томской области превышает ограничения рис. 3.
Источник: ЕПБС, расчеты АКРА
Остатки средств на счетах позволяют не только закрывать внутригодовые кассовые разрывы и финансировать дефицит бюджета по итогам года, но и приносят дополнительные неналоговые доходы в бюджеты регионов. Процентные доходы от размещения временно свободных средств на депозитах в банках или от размещения на едином казначейском счете (ЕКС)3 на 01.09.2023 составляли 128 млрд руб., что на 43% меньше аналогичного показателя годом ранее, но более чем вдвое превосходит значение на 01.09.2021.
3 Для тех субъектов, которые не имеют права размещать депозиты, или для тех, кто не пользуется этой возможностью. Механизм заработал в 2021 году.
Рисунок 4. Процентные доходы субъектов достигли максимального значения по итогам 2022 года, млрд руб.
Источник: ЕПБС, расчеты АКРА
Согласно данным бюджетной отчетности, на 01.01.2023 у 12 субъектов4 были размещены остатки на депозитах на общую сумму 1,3 трлн руб. (0,6 трлн руб. без учета средств Москвы). Исходя из данных Банка России, на 01.08.2023 на депозитах были размещены уже 1,9 трлн руб. средств бюджетов. Практически каждый год по состоянию на август максимальная доля размещенных средств приходится на Банк ВТБ (ПАО) (в 2022 году данные не раскрывались). Размещение средств на депозитах, по мнению АКРА, может являться более гибким инструментом для регионов по сравнению с размещением средств на ЕКС, поскольку позволяет самостоятельно управлять средствами и сроками их размещения. В то же время размещение на ЕКС позволяет снизить издержки управления ликвидностью за счет внешнего управления такими операциями.
4 Возможности размещения ограничиваются ст. 236 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Рисунок 5. Крупнейшие держатели депозитов субъектов РФ
Источник: Банк России, расчеты АКРА
На ЕКС консолидируются средства субъектов, в том числе свободные остатки средств, не размещенных на депозитах или не используемых в других инструментах управления ликвидностью. Без учета средств Москвы доля средств, размещенных на ЕКС, составила 62% совокупного объема остатков (при учете средств Москвы, большая часть которых размещается на депозитах, доля средств на ЕКС не превышала 43%). Благодаря ЕКС процентный доход получают все субъекты, а размер этого дохода максимизирован.
Концентрация ликвидных остатков наблюдается в основном в регионах с высоким кредитным рейтингом. По большей части это связано с возможностью регионов финансировать часть расходов по итогам года за счет накопленной ликвидности без необходимости увеличения долговой нагрузки, что, в свою очередь, помогает нивелировать риски волатильности доходов бюджета и финансировать кассовые разрывы в середине года в случае их появления.
Рисунок 6. У регионов с более высоким кредитным рейтингом объем остатков на счетах выше (по данным на 01.01.2023)
* Москва исключена из анализа.
Источник: ЕПБС, расчеты АКРА
Возможность финансировать расходы внутри года за счет накопленных ранее средств можно отобразить, если сопоставить объем остатков на счетах субъекта на начало месяца с объемом расходов по итогам этого же месяца. Расчеты указывают, что у субъектов с более высоким кредитным рейтингом указанный показатель, как правило, выше, чем у регионов с более низким рейтингом. При этом у регионов, относящихся к категориям BB(RU) и BBB(RU), соотношение остатков и расходов ниже, чем среднее значение в целом по России, а в отдельные месяцы ниже 1. У субъектов категорий AA(RU) и AAA(RU), напротив, большую часть года остатки на счетах в несколько раз превосходят ежемесячные расходы бюджета.
Рисунок 7. У регионов с более высоким кредитным рейтингом остатки на счетах на начало месяца превышают расходы бюджета по итогам того же месяца
* В категории BB(RU) представлен только один субъект.
** Значение показателя для категории AAA(RU) за январь 2020 года превышает ограничения рис. 7.
Источник: ЕПБС, расчеты АКРА
Остатки на счетах субъектов в текущем году могут сыграть ключевую роль в финансировании дефицита бюджетов по итогам года. Одной части регионов они позволят избежать прироста долга, другой — продолжить получать доходы от размещения средств, что приведет к увеличению собственных доходов. Процентные доходы от размещенных средств бюджетов за девять месяцев текущего года уже превзошли показатель за весь 2021 год и, скорее всего, будут расти вплоть до декабря. В то же время исторический максимум по внутригодовой ликвидности субъектов, с одной стороны, свидетельствует об опережающем росте доходов бюджетов над их расходами, с другой — позволяет предположить сохранение достаточного объема остатков в конце года, что позволит регионам обеспечить финансирование запланированного дефицита и в 2024 году.
Приложение
Объем временно свободных средств на счетах субъектов РФ по состоянию на указанную дату, млн руб.
01.01.2022 |
01.10.2022 |
01.01.2023 |
01.10.2023 |
|
Всего по анализируемым субъектам* |
2 069 664 |
3 446 825 |
2 277 360 |
4 111 942 |
Алтайский край |
29 493 |
31 028 |
22 526 |
26 872 |
Амурская область |
3 797 |
2 377 |
1 749 |
8 947 |
Архангельская область |
2 300 |
3 502 |
3 012 |
1 566 |
Астраханская область |
5 817 |
22 474 |
15 946 |
23 290 |
Белгородская область |
39 235 |
27 621 |
10 534 |
22 797 |
Брянская область |
5 218 |
15 656 |
11 322 |
20 483 |
Владимирская область |
14 118 |
15 362 |
12 084 |
20 297 |
Волгоградская область |
858 |
2 190 |
612 |
4 931 |
Вологодская область |
49 252 |
70 411 |
60 072 |
76 477 |
Воронежская область |
29 870 |
45 859 |
33 283 |
50 820 |
Еврейская автономная область |
2 832 |
2 162 |
2 163 |
1 914 |
Забайкальский край |
833 |
3 871 |
1 338 |
14 920 |
Ивановская область |
5 730 |
15 246 |
10 024 |
21 622 |
Иркутская область |
2 729 |
31 003 |
13 189 |
20 884 |
Кабардино-Балкарская Республика |
1 553 |
6 157 |
7 006 |
10 855 |
Калининградская область |
12 332 |
21 411 |
20 786 |
20 350 |
Калужская область |
7 689 |
13 623 |
5 100 |
15 688 |
Камчатский край |
2 015 |
3 500 |
6 610 |
8 330 |
Карачаево-Черкесская Республика |
1 140 |
2 188 |
1 128 |
6 080 |
Кемеровская область — Кузбасс |
40 708 |
134 192 |
84 592 |
105 385 |
Кировская область |
5 371 |
9 528 |
5 485 |
9 615 |
Костромская область |
3 619 |
5 056 |
2 151 |
4 245 |
Краснодарский край |
61 389 |
87 490 |
82 425 |
121 533 |
Красноярский край |
88 765 |
126 575 |
72 107 |
123 189 |
Курганская область |
2 978 |
7 200 |
4 651 |
11 788 |
Курская область |
11 887 |
8 583 |
9 661 |
9 779 |
Ленинградская область |
12 868 |
28 475 |
12 561 |
67 311 |
Липецкая область |
36 082 |
45 729 |
33 182 |
52 445 |
Магаданская область |
143 |
37 |
442 |
1 994 |
Московская область |
82 756 |
125 679 |
22 150 |
175 285 |
Мурманская область |
20 098 |
12 745 |
1 323 |
15 934 |
Ненецкий автономный округ |
1 806 |
8 743 |
7 452 |
6 314 |
Нижегородская область |
27 490 |
36 598 |
26 738 |
55 137 |
Новгородская область |
4 587 |
16 236 |
10 059 |
16 947 |
Новосибирская область |
11 169 |
25 267 |
19 349 |
23 907 |
Омская область |
347 |
6 383 |
2 121 |
10 980 |
Оренбургская область |
20 702 |
29 067 |
20 727 |
31 834 |
Орловская область |
3 032 |
7 670 |
2 849 |
5 461 |
Пензенская область |
4 467 |
9 483 |
5 969 |
12 029 |
Пермский край |
16 352 |
39 439 |
14 970 |
43 875 |
Приморский край |
9 695 |
16 057 |
4 705 |
34 793 |
Псковская область |
1 430 |
141 |
256 |
8 934 |
Республика Адыгея |
3 980 |
6 780 |
1 719 |
3 857 |
Республика Алтай |
753 |
2 929 |
2 301 |
2 191 |
Республика Башкортостан |
17 873 |
36 176 |
14 584 |
32 310 |
Республика Бурятия |
322 |
9 188 |
415 |
6 583 |
Республика Дагестан |
16 977 |
9 003 |
3 815 |
7 507 |
Республика Ингушетия |
161 |
1 448 |
1 073 |
727 |
Республика Калмыкия |
55 |
140 |
54 |
421 |
Республика Карелия |
1 195 |
2 517 |
285 |
7 742 |
Республика Коми |
5 640 |
23 703 |
13 759 |
30 577 |
Республика Крым |
5 433 |
15 817 |
14 484 |
22 161 |
Республика Марий Эл |
3 022 |
9 124 |
6 702 |
11 101 |
Республика Мордовия |
3 488 |
6 677 |
2 737 |
4 157 |
Республика Саха (Якутия) |
33 812 |
31 573 |
20 587 |
18 959 |
Республика Северная Осетия — Алания |
1 443 |
5 232 |
3 155 |
5 073 |
Республика Татарстан |
27 098 |
79 933 |
30 912 |
83 404 |
Республика Тыва |
965 |
745 |
114 |
7 161 |
Республика Хакасия |
1 357 |
14 344 |
4 395 |
4 064 |
Ростовская область |
2 950 |
14 060 |
3 781 |
32 568 |
Рязанская область |
6 571 |
19 999 |
11 551 |
23 800 |
Самарская область |
34 197 |
67 615 |
31 677 |
58 629 |
Саратовская область |
5 291 |
11 509 |
6 113 |
14 881 |
Сахалинская область |
3 617 |
54 183 |
58 928 |
90 601 |
Свердловская область |
6 001 |
48 594 |
24 618 |
97 061 |
Смоленская область |
5 326 |
14 344 |
8 821 |
24 322 |
Ставропольский край |
19 348 |
43 996 |
35 330 |
43 930 |
Тамбовская область |
3 753 |
10 879 |
3 383 |
11 262 |
Тверская область |
15 350 |
26 312 |
27 682 |
40 327 |
Томская область |
2 611 |
14 325 |
4 227 |
7 886 |
Тульская область |
4 391 |
11 873 |
4 754 |
13 907 |
Тюменская область |
86 086 |
92 764 |
37 624 |
91 970 |
Удмуртская Республика |
282 |
1 860 |
522 |
4 040 |
Ульяновская область |
246 |
147 |
1 004 |
7 920 |
Хабаровский край |
6 769 |
17 201 |
12 391 |
16 610 |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра |
49 654 |
83 928 |
26 971 |
87 739 |
Челябинская область |
54 682 |
71 021 |
43 383 |
87 769 |
Чеченская республика |
138 |
2 094 |
1 595 |
503 |
Чувашская Республика |
9 092 |
17 064 |
13 876 |
26 672 |
Чукотский автономный округ |
4 881 |
3 947 |
308 |
2 819 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
63 061 |
121 818 |
99 398 |
135 988 |
Ярославская область |
3 152 |
4 437 |
2 387 |
11 526 |
Москва |
796 540 |
999 579 |
770 448 |
1 190 925 |
Санкт-Петербург |
74 928 |
311 804 |
236 779 |
391 100 |
Севастополь |
2 619 |
4 130 |
4 310 |
23 352 |
* Без учета новых субъектов по причине недостаточности
информации.
Источник: ЕПБС, расчеты АКРА