Итоги выпуска ESG-облигаций1 в России и в мире в 2023 году
Объем выпуска ESG-облигаций в 2023 году составил 142,8 млрд руб., что на 34,5% превышает результат 2022 года.- Совокупный объем выпуска ESG-облигаций на российском рынке в 2023 году составил 142,8 млрд руб., что на 34,5% превышает результат 2022 года, но на 10,7% меньше показателя, заложенного в базовый сценарий АКРА2.
-
Основная доля национального рынка ESG-облигаций в 2023 году приходилась на «зеленые» облигации — 46% общего объема размещений. Затем следуют социальные облигации и облигации устойчивого развития. Крупнейшими эмитентами ESG-облигаций остаются институты развития с государственным участием и аффилированные с ними компании.
-
Доля ESG-облигаций в совокупном объеме новых размещений в 2023 году составила около 2%, что ниже аналогичных показателей по миру в целом, где на эти финансовые инструменты приходится от 5 до 10% совокупного объема облигационных размещений.
-
Средневзвешенная ставка купона по ESG-облигациям на момент размещения была равна 10,8% для облигаций с фиксированной ставкой. Четыре из девяти выпусков, размещенных в 2023 году, имеют плавающую ставку.
-
Совокупный заявленный климатический эффект от реализации проектов, финансируемых и рефинансируемых за счет выпущенных в 2023 году «зеленых» облигаций, а также облигаций устойчивого развития, составляет 10,4 млн тонн СО2-эквивалента. Однако, как полагает АКРА, фактический эффект может оказаться ниже заявленного при использовании иных методологических допущений и фактических данных вместо оценочных.
-
АКРА оценивает максимально возможный объем выпуска ESG-облигаций в 2024 году на российском рынке в 200 млрд руб. (при отсутствии регуляторных стимулов и внешних шоков). Публикация первой редакции национальной таксономии социальных проектов не окажет заметного влияния на объемы размещения новых социальных облигаций.
-
Мировой рынок ESG-облигаций по итогам 2023-го, согласно оценкам АКРА, достигнет порядка 900 млрд долл. США по объемам новых размещений, что сопоставимо с показателем 2022 года, но меньше результата 2021-го. Крупнейшим рынком на конец 2023 года остается Евросоюз, а основным типом облигаций — «зеленые». В 2024 году мировой рынок ESG-облигаций по-прежнему будут сдерживать высокие процентные ставки, политическое давление на отдельных рынках, а также действия национальных регуляторов в части ужесточения требований к финансовым инструментам устойчивого развития. В совокупности эти факторы повышают риск долговременной стагнации на рынке ESG-облигаций.
1 Для целей настоящего аналитического комментария под ESG-облигациями понимаются «зеленые», социальные и адаптационные облигации, облигации устойчивого развития, а также облигации, связанные с показателями устойчивого развития.
2 См. аналитический комментарий АКРА «Российский рынок ESG-облигаций: упал — отжался» от 19 октября 2023 года.
По итогам 2023 года в Секторе устойчивого развития Московской биржи было размещено восемь выпусков ESG-облигаций на общую сумму 140,8 млрд руб., включая два выпуска СОПФ «Инфраструктурные облигации» (на 15 и 30 млрд руб.), которые вошли в сегмент национальных и адаптационных проектов, но получили верификацию как социальные облигации.
Крупнейшим выпуском ESG-облигаций в 2023 году стали «зеленые» облигации Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», выпущенные в конце ноября 2023 года (объемом 40 млрд руб.). В целом «зеленые» облигации продолжают доминировать на российском рынке: на них пришлось 46% совокупного объема выпуска ESG-облигаций (65 млрд руб.) в прошлом году (см. рис. 1). Данный сегмент, помимо указанного выше выпуска, представлен облигациями АО «Банк ДОМ.РФ» (5 млрд руб.), ООО «ЛЕГЕНДА» (3 млрд руб.), Банка ГПБ (АО) (15 млрд руб.), а также народными облигациями Правительства Москвы, размещенными через финансовую платформу «Финуслуги» (2 млрд руб.).
В 2023 году на российском облигационном рынке появился новый финансовый инструмент — облигации устойчивого развития. Эмитентами выступили ПАО РОСБАНК и ООО «ДОМ.РФ Ипотечный агент» (объемы эмиссий составили 3 и 29,8 млрд руб. соответственно). На данный тип финансовых инструментов пришлось 23% от общего объема ESG-облигаций (32,8 млрд руб.). Доля социальных облигаций, представленных выпусками СОПФ «Инфраструктурные облигации», составила 31% (45 млрд руб.).
Рисунок 1. Структура ESG-облигаций, размещенных в 2023 году, % от совокупного объема размещений
Источник: Московская биржа, Правительство Москвы
Учитывая внебиржевое размещение народных «зеленых» облигаций, совокупный объем размещенных ESG-облигаций в России в 2023 году составил 142,8 млрд руб., что на 34,5% превышает результат 2022-го, но на 32,6% уступает показателю рекордного 2021 года (211,9 млрд руб.)3 (см. рис. 2). Итоговый объем размещений за 2023 год оказался на 10,7% меньше, чем предполагалось в базовом сценарии АКРА (160 млрд руб. с учетом сегмента национальных и адаптационных проектов).
Агентство связывает это с тем, что часть эмитентов, рассматривавших потенциальную возможность выпуска ESG-облигаций в 2023 году, отложили свои планы или отказались от них, поскольку во втором полугодии наблюдалось более быстрое и существенное повышение Банком России ключевой ставки, нежели ранее ожидалось. Кроме того, некоторые запланированные на 2023 год выпуски были отложены по организационным причинам. С высокой долей вероятности их размещение состоится в первой половине 2024 года
3 Итоговый объем размещений ESG-облигаций за 2021 год (211,9 млрд руб.) учитывает размещения в Секторе устойчивого развития Московской биржи, размещения на иностранных биржах и одно внебиржевое размещение.
Доля ESG-облигаций в совокупном объеме новых облигационных размещений в 2023 году составила около 2%.Доля ESG-облигаций в совокупном объеме новых облигационных размещений в 2023 году составила около 2%, если принимать в расчет рублевые и валютные размещения на всех площадках: корпоративные, коммерческие и субсуверенные облигации, включая номинированные в иностранной валюте финансовые инструменты (без учета размещений ОФЗ). Если подсчитывать только рублевые размещения на Московской бирже, не учитывая однодневные выпуски, то указанный показатель составит порядка 3%. Обе оценки ниже, чем в целом по миру и Евросоюзу, где на эти финансовые инструменты приходится от 5 до 10% общего объема облигационных размещений (согласно оценкам на конец 2023 года).
Рисунок 2. Объем размещений ESG-облигаций российскими эмитентами (включая сегмент национальных и адаптационных проектов, а также внебиржевые размещения), млрд руб.Источник: Московская биржа, Банк России, экспертно-аналитическая платформа ИНФРАГРИН, оценка АКРА
Совокупный заявленный климатический эффект от реализации проектов составляет 10,4 млн тонн CO2-эквивалента.
Средневзвешенная ставка купона по ESG-облигациям на момент размещения составила 10,8% для облигаций с фиксированной ставкой. Четыре из девяти выпусков, размещенных в 2023 году, имеют плавающую ставку. Это облигации Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», ООО «ЛЕГЕНДА», СОПФ «Инфраструктурные облигации» и ООО «ДОМ.РФ Ипотечный агент». Последний выпуск представляет собой облигации с ипотечным покрытием и обеспечением в форме поручительства. Существенной разницы в ставках купона между ESG-облигациями и обычными облигациями эмитентов с аналогичным уровнем кредитного рейтинга не наблюдается.
По оценкам АКРА, совокупный заявленный климатический эффект от реализации проектов, финансируемых и рефинансируемых за счет выпущенных в 2023 году «зеленых» облигаций, а также облигаций устойчивого развития, составляет 10,4 млн тонн CO2-эквивалента. Показатель включает в себя суммарный объем сокращенных и/или потенциально сэкономленных выбросов парниковых газов, который указан в отчетах и пресс-релизах верификаторов «зеленых» облигаций и облигаций устойчивого развития (в части «зеленых» проектов)4. Без учета проекта строительства атомной электростанции, расположенной за пределами России, заявленный эффект составляет 1,7 млн тонн CO2-эквивалента.
Однако, как полагает АКРА, реальный эффект может оказаться ниже заявленного из-за корректировки фактических данных за 2023 год, использования более консервативных допущений при переоценке модельных расчетов, а также в случае исключения возможного дублирования эффектов по проектам, рефинансированным за счет нескольких выпусков.
Регуляторные инициативы 2023 года продолжили «донастройку» национальной системы финансирования устойчивого развития, включая внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации № 1587, корректировку правил листинга Московской биржи и выход рекомендательных документов Банка России и Министерства экономического развития Российской Федерации5. Для потенциальных эмитентов ESG-облигаций ключевой новацией стало утверждение национальной таксономии социальных проектов в конце 2023 года, когда в упомянутое выше постановление был внесен дополнительный раздел. В нем указаны основные направления потенциального социального финансирования, критерии соответствия социальным проектам и требования к верификации таких проектов. Утверждение социальной таксономии делает возможным выпуск облигаций устойчивого развития и социальных облигаций по национальным стандартам, тогда как до начала 2024 года у эмитентов была возможность использовать только стандарты Международной ассоциации рынков капитала (ICMA).
4 В ходе оценки использовалась прямая сумма экономии, сокращения или потенциального невыброса парниковых газов, указанная в отчетах и пресс-релизах верификаторов. Любые потенциальные косвенные эффекты не учитывались. Если в отчете и пресс-релизе верификатора не был указан климатический эффект, то использовались данные из эмиссионной документации и презентаций эмитента.
5 См. аналитический комментарий АКРА «Российский рынок ESG-облигаций: упал — отжался» от 19 октября 2023 года.
Утверждение таксономии социальных проектов не приведет к существенному увеличению объема размещений ESG-облигаций.
По мнению АКРА, утверждение таксономии социальных проектов не приведет к существенному увеличению объема размещений ESG-облигаций, но задаст более строгие рамки для отбора проектов. В то же время, как отмечает Агентство, потенциальные эмитенты социальных облигаций и облигаций устойчивого развития будут склонны отбирать проекты исключительно из списка проектов социальной таксономии, а в утвержденную редакцию не включена часть проектов, для рефинансирования которых прежде размещались социальные облигации. Это может привести к снижению объемов выпуска указанных типов финансовых инструментов по сравнению с потенциально возможными (с учетом отсутствия существенных экономических стимулов).
АКРА ожидает, что максимально возможный объем выпуска новых ESG-облигаций на российском рынке в 2024 году не превысит 200 млрд руб.
АКРА по-прежнему полагает, что в 2024 году на российском рынке вряд ли появятся льготы и регуляторные стимулы для эмитентов и инвесторов в ESG-облигации. В настоящее время обсуждается возможность распространения мер стимулирующего банковского регулирования в виде пониженных риск-весов для «зеленых» и социальных облигаций, которые сейчас применяются для проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики, на «зеленое» и социальное финансирование. Однако это предложение если и будет реализовано, то только для финансовых инструментов высокого кредитного качества, а сама мера окажет ограниченное влияние на объем рынка.
Учитывая указанные выше предпосылки и вероятность того, что большую часть года рыночные ставки будут находиться на текущем уровне, АКРА оценивает максимально возможный в 2024 году объем выпуска новых ESG-облигаций на российском рынке в 200 млрд руб.
Мировой рынок ESG-облигаций по объему новых размещений по итогам 2023 года будет близок к показателю предыдущего года, однако не достигнет рекордных значений 2021-го.
АКРА ожидает, что общий объем ESG-облигаций, размещенных в мире по итогам 2023 года, достигнет порядка 900 млрд долл. США, что близко к показателю 2022 года, но существенно уступает рекордному по объему новых размещений 2021 году. Негативное влияние на сектор ESG-облигаций в 2023 году продолжили оказывать относительно высокие процентные ставки, высокая инфляция на ключевых рынках, а также сложности с перестройкой значительной части цепочек поставок в рамках реализации проектов возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и политическое давление на отдельных рынках.
По данным Climate Bonds Initiative (CBI), в мировом масштабе объем новых размещений облигаций GSS+ 6 за девять месяцев 2023 года сократился на 10% к показателю за аналогичный период 2022 года и составил 618,2 млрд долл. США (см. рис. 3).
6 В определении CBI облигации GSS+ — это совокупность следующих видов облигаций: «зеленых», социальных, облигаций устойчивого развития, облигаций, связанных с показателями устойчивого развития, а также транзитных облигаций.
Рисунок 3. Объем размещенных в мире облигаций GSS+, сертифицированных CBI, млрд долл. США
Источник: CBI, оценка АКРА
Доля облигаций GSS+ в совокупном объеме новых размещений варьируется от 5 до 10%.
Основную долю в общем объеме облигаций GSS+, выпущенных за девять месяцев 2023 года, традиционно формируют «зеленые» облигации, на которые пришлось 67,1% новых выпусков. За ними следуют социальные облигации (15,5%) и облигации устойчивого развития (14,4%). На выпуски облигаций, связанных с показателями устойчивого развития, пришлось 2,7% от общего объема размещений, на транзитные облигации — менее 1%.
Оценки доли GSS+ в совокупном объеме новых облигаций, выпущенных в 2023 году, разнятся — от 5 до 10% в зависимости от используемых методик расчета и выборки.
Евросоюз в ближайшие несколько лет останется крупнейшим рынком ESG-облигаций, в том числе «зеленых» облигаций. Поддержку рынку могут оказать ряд инициатив, направленных на реализацию «европейской "зеленой" сделки», включая локализацию отдельных производств, связанных с ВИЭ-генерацией, на территории Евросоюза. Финансирование таких проектов может быть привлечено в том числе через выпуски «зеленых» облигаций компаниями, банками развития и наднациональными эмитентами. Кроме того, по мнению АКРА, ускоренными темпами будет расти выпуск ESG-облигаций на развивающихся рынках, в частности в Азии.
В то же время более жесткие требования для эмитентов (прежде всего введение европейского стандарта «зеленых» облигаций) и инвесторов (в части раскрытия информации о вложениях в «зеленые» активы) могут оказать негативное влияние на объем предложения облигаций в 2024 году на крупнейших финансовых рынках. Рынок ESG-облигаций США, в свою очередь, будет находиться под сильным внутриполитическим давлением в период президентских выборов, что также может негативно сказаться на планах потенциальных эмитентов. Кроме того, на европейский и американский рынки продолжат оказывать давление высокие процентные ставки.
При подготовке настоящего аналитического комментария использовались данные CBI, Банка России, Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», Московской биржи и экспертно-аналитической платформы ИНФРАГРИН. АКРА выражает благодарность коллегам за предоставленную информацию.