Сектор

Страны

Тип

Аналитический комментарий

Резервы и бюджетная дисциплина как необходимые факторы устойчивости экономики

Федеративная Демократическая Республика Эфиопия (далее — Эфиопия, страна) в декабре 2023 года не выплатила купон в размере 33 млн долл. США по своему единственному выпуску еврооблигаций объемом 1 млрд долл. США. С момента окончания пандемии COVID-19 Эфиопия вслед за Шри-Ланкой, Замбией и Ганой стала четвертой развивающейся экономикой, объявившей дефолт1. Кроме того, Эфиопия — наименее кредитоспособная страна БРИКС+.

Подробнее в аналитическом комментарии АКРА «Дефолт Шри-Ланки: предпосылки и последствия» от 19 июля 2022 года.

К причинам дефолта Эфиопии можно отнести накопленный эффект от ряда факторов, включая гражданскую войну (продолжается с 2018 года), длительную засуху и невозможность гуманитарных поставок из-за войны. В связи с этим, по оценкам ООН, около 20 млн человек, или пятая часть населения страны, испытывают нехватку продуктов питания. Мировой рост цен на продовольствие и энергоносители усугубил положение дел, а обострение геополитической ситуации в мире привело к кратному сокращению ввоза пшеницы. В результате внешняя позиция Эфиопии значительно ослабла (см. табл. 1), у нее не осталось валютных ресурсов для исполнения обязательств.


1 Рейтинговые агентства понизили кредитные рейтинги Эфиопии. В декабре 2023 года Fitch понизил рейтинг страны в иностранной валюте до RD (выборочный дефолт), в национальной валюте рейтинг остался на уровне ССС-, рейтинг выпуска еврооблигаций установлен на уровне D. В том же месяце S&P понизил рейтинг страны в иностранной валюте до SD (выборочный дефолт), в национальной валюте рейтинг остался на уровне ССС, рейтинг выпуска еврооблигаций — D. В сентябре 2023 года агентство Moody’s понизило рейтинг Эфиопии с Caa2 до Caa3.

Таблица 1. Отдельные долговые показатели Эфиопии на конец 2022 года

Госдолг

Госдолг

Процентные платежи по госдолгу

Совокупный
внешний долг

Резервы

Обслуживание
внешнего долга

% ВВП

% доходов бюджета

% доходов бюджета

% ВВП

% ВВП

% экспорта

46,6

543,6

8,2

22,8

0,1

18

Источник: МВФ, Всемирный банк

ООН относит Эфиопию к наименее развитым странам (LDCs, least developed countries). В 2022 году по ВВП на душу населения в долларах США она заняла 170-е место из 196 стран мира. По данным МВФ за 2022 год, экономика Эфиопии оценивается как относительно крупная (четвертая по объему ВВП среди стран Африки южнее Сахары — 120 млрд долл. США — после ЮАР, Нигерии и Анголы, а также 62-я в мире), при этом страна является одной из самых густонаселенных (вторая по численности населения в регионе — 105 млн человек — после Нигерии и 13-я в мире). До начала гражданской войны международные инвесторы считали Эфиопию успешной страной, которая активно привлекала инвестиции и демонстрировала ежегодный рост более чем на 10%. Тем не мене, по прогнозам МВФ, у страны есть экономический потенциал, а в ближайшие годы можно ожидать достаточно высокие темпы роста ее экономики (см. рис. 1).


Санкции, введенные США в отношении Эфиопии из-за гражданской войны, коснулись не только отдельных лиц, но и лишили страну льготного доступа на рынок США в рамках Africa Growth and Opportunity Act, действующего с 2000 года и направленного на стимулирование роста экономики путем снижения внешнеторговых барьеров. Основными импортируемыми товарами для Эфиопии являются пшеница и нефтепродукты. Цены на них в последние годы ощутимо росли, что во многом определяло динамику национальной валюты — эфиопского быра (см. рис. 2). Засуха, продолжавшаяся шесть лет, привела к повышенному спросу на пшеницу, а усиление геополитической напряженности в мире вызвало рост цен на энергоносители и продовольствие (в том числе на пшеницу) и снижение физических объемов импорта пшеницы почти вдвое. Основные статьи экспорта для Эфиопии — это кофе, золото и цветы. Высокие цены на золото лишь отчасти оказали поддержку внешней позиции страны, в результате чего сформировался значительный дефицит счета текущих операций (СТО), как показано на рис. 4. С учетом совокупности перечисленных факторов страна была вынуждена тратить резервы, а не накапливать.


Подробнее в аналитическом комментарии АКРА «Новая (не) стабильность?» от 13 июня 2023 года.

Наряду с дефицитом текущего счета в Эфиопии сформировался отрицательный баланс бюджета (см. рис. 3), то есть страна жила с двойным дефицитом. Слабость фискальной политики стала дополнительным фактором дефолта. В странах, где внутренний рынок недостаточно развит, возрастает роль государства в распределении ресурсов. Устойчивость бюджета во многом зависит от способности государства эффективно собирать налоги и определять приоритетные направления расходования средств. Пример Эфиопии показывает слабость государства в проведении фискальной политики. С 2022 года доходы бюджета постоянно снижались до уровня менее 10% ВВП, что в том числе было связано с распространением практики ухода от налогов, а также с введением налоговых льгот. При этом сокращались и бюджетные расходы, но они все равно были стабильно выше доходов. В результате госдолг почти в пять раз превышал доходы страны (см. рис. 5), хотя и оставался на относительно безопасном уровне по отношению к ВВП (менее 60%). По состоянию на конец 2020 года в структуре госдолга Эфиопии преобладали нерыночные заимствования: 51,6% — это кредиты от международных финансовых организаций (в их числе МВФ, Всемирный банк, Африканский банк развития), 28,6% — двухсторонние кредиты (Китай, Франция, США), 16,3% — кредиты коммерческих банков и 3,5% — еврооблигации. Такая структура госдолга объясняла относительно небольшие платежи по его обслуживанию (0,6% ВВП и 7,3% к доходам за 2022 год), поскольку кредиты от международных финансовых организаций и двухсторонние кредиты от стран выдаются, как правило, на льготных условиях. Структура процентных платежей по госдолгу в 2021 году была следующей: 14% приходилось на международные финансовые организации, 35% — на Китай, 4% — на еврооблигации.

В 2021 году, в разгар пандемии COVID-19, Эфиопия, предвидя сложности, сопряженные с обслуживанием госдолга, присоединилась к разработанной МВФ и Всемирным банком Инициативе приостановки выплат по долгу наименее развитыми странами (Debt Service Suspension Initiative, DSSI), а также к Общему механизму для реструктуризации долга (Common Framework for Debt Treatments beyond the DSSI) с целью урегулирования своих долговых проблем с кредиторами. Кроме того, страна была заинтересована в привлечении 2 млрд долл. США от МВФ в качестве исключительной помощи. Помимо механизмов реструктуризации суверенного долга, разработанных развитыми странами, в конце 2023 года Эфиопия поддержала создание нового объединения стран-должников (Common Leveraging Union of Borrowers, CLUB), призванного привлекать льготные кредиты и потенциально согласовывать условия реструктуризации существующей задолженности.

В ноябре 2023 года председатель Национального банка Эфиопии объявил о достижении договоренностей с двухсторонними кредиторами, включая Китай, о приостановке процентных выплат на сумму 1,5 млрд долл. США. По данным СМИ, задолженность страны перед Китаем составляет около 14 млрд долл. США.

В настоящее время Эфиопия ведет переговоры с МВФ о предоставлении ей помощи в размере 3,5 млрд долл. США, в связи с чем сотрудники МВФ посетили страну для определения условий предоставления запрошенной помощи. С одной стороны, достижение соглашения поможет Эфиопии договариваться с другими кредиторами об отсрочке выплат, поскольку совместная с МВФ программа была одним из условий получения отсрочек. С другой стороны, условия МВФ могут оказаться излишне жесткими и усилить инфляционное давление в краткосрочной перспективе из-за возможного требования по снижению стоимости национальной валюты Эфиопии. В качестве примера можно привести Тунис, который в октябре 2022 года согласовал получение помощи от МВФ в размере 1,9 млрд долл. США, однако в прошлом году президент Туниса отменил эту сделку из-за того, что ее условия могли бы «усилить неравенство и социальное напряжение». 

Рисунок 5. Падение доходов ведет к ухудшению долговых показателей


Эфиопия и Египет являются наиболее экономически нестабильными странами БРИКС+ (см. рис. 6), характеризующимися повышенным государственным долгом относительно доходов бюджета и ограниченным объемом международных резервов относительно внешнего долга. В марте этого года Египет смог увеличить размер получаемой от МВФ помощи с 3 до 8 млрд долл. США, при этом валюта страны обесценилась почти на треть. В этой связи, по мнению АКРА, возникает вопрос о целесообразности осуществления мониторинга экономической устойчивости стран и развития таких механизмов поддержки внутри БРИКС+, как, например, Пул условных обязательств (Contingent Reserve Arrangement, CRA).

Рисунок 6. Эфиопия — наименее кредитоспособная страна в БРИКС+


Пример Эфиопии свидетельствует о том, что традиционных коэффициентов — госдолг к ВВП (46,6%) и внешний долг к ВВП (22,8%) — может быть недостаточно для оценки кредитоспособности страны. Необходим анализ дополнительных показателей, таких как отношение госдолга к доходам (543,6%) и соотношение резервов и внешнего долга (около 0% ВВП). Таким образом, рассматривая пример Эфиопии, можно заключить, что для развивающейся экономики:

  • одним из ключевых факторов сохранения внешней устойчивости   является снижение рисков, связанных с поддержанием критически важного импорта;

  • достаточная налоговая база и жесткая бюджетная дисциплина выступают необходимыми условиями поддержания долговой устойчивости;

  • при условии недостаточно развитого внутреннего рынка важен доступ к внешнему рынку, однако необходимо осуществлять мониторинг объемов и видов внешней задолженности. 

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Михаил Николаев
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 179
Светлана Паничева
Руководитель службы внешних коммуникаций
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.