ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
-
В 2025 году произойдет увеличение прогрессии в налоговой системе России: скорее всего, возрастет налоговая нагрузка на относительно более обеспеченных граждан. Дополнительные бюджетные доходы будут направлены на финансирование программ, заявленных в послании президента Федеральному Собранию.
-
Варианты налоговой реформы могут включать корректировку шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ), социальных взносов, ставки и налоговые базы имущественных налогов, а также налог на прибыль организаций и другие меры. Шкала НДФЛ и налог на прибыль, вероятнее всего, будут затронуты реформой. В случае повышения налоговых ставок АКРА ожидает изменение норм распределения доходов между бюджетами в пользу федерального.
-
Аналоги НДФЛ существуют в подавляющем большинстве стран мира, и чаще всего шкала подоходного налога прогрессивная. Для таких стран характерна пятиступенчатая шкала, но все зависит от общего разброса ставок на шкале налога. Шкала НДФЛ в России даже после реформы, скорее всего, будет не совсем стандартной. В мировом контексте она будет тяготеть к более плоской части спектра налоговых систем. При этом, если минимальная ставка после реформы останется неизменной, начало шкалы в России по мировым меркам будет находиться уже относительно высоко.
-
В зависимости от выбранных параметров дополнительные доходы бюджета, связанные с реформой, могут составить до 2,5 п. п. ВВП. Теоретический рост налога на прибыль может принести в консолидированный бюджет страны дополнительный доход в размере около 0,2 п. п. ВВП на один процентный пункт прироста налоговой ставки. Увеличение ставки НДФЛ на один процентный пункт может дать дополнительный доход в размере до 0,15 п. п. ВВП в зависимости от доходной группы населения, для которой был повышен налог. Аналогичные оценки применимы к изменениям шкалы социальных взносов.
-
Рост прогрессии в налоговой системе затрагивает очень много смежных тем, а техническая реализация этой инициативы существенно повлияет на эффект от реформы. Справедливость налогообложения и уровень налоговой нагрузки на труд определяются не только НДФЛ, но и другими налогами и обязательными платежами, а также системой социальной поддержки. Важность индексации границ ступеней дохода зависит от того, с какого уровня дохода начинается прогрессия. Увеличение прогрессии и дискретность налоговой шкалы могут сформировать у компаний и работников новые стимулы для перехода к неформальным — так называемым серым — практикам.
меню возможных решений
29 февраля 2024 года президент России обратился к Федеральному Собранию с речью, содержащей обширный набор инициатив, часть из которых подразумевает изменение налоговой системы России.
Какое изменение заявлено?
По словам президента, налоговая система «должна обеспечивать поступление ресурсов для решения общенациональных задач, а также для реализации региональных программ, призвана сокращать неравенство, причем не только в обществе, но и в социально экономическом развитии субъектов Федерации; учитывать уровень доходов граждан и компаний».
В своем послании президент также предложил продумать подходы к модернизации фискальной системы России, к более справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы, а также зафиксировать основные налоговые параметры до 2030 года и обеспечить тем самым стабильные и предсказуемые условия для реализации любых, в том числе долгосрочных, инвестиционных проектов.
Какие варианты изменения налогов, не противоречащие заявленному, теоретически возможны?
Дальнейшая дифференциация налогоплательщиков по доходам с целью сокращения неравенства осуществима посредством следующих мер1:
1) изменение ставок и границ ступеней на шкале НДФЛ, а также его налоговой базы;
2) увеличение списка и сумм налоговых вычетов;
3) изменение ставок и границ ступеней на шкале социальных взносов;
4) изменение ставки налога на прибыль для организаций;
5) изменение ставок или налоговой базы имущественных налогов для физлиц и/или организаций;
6) коррекция шкалы налога на доходы по банковским вкладам.
Согласно оценкам АКРА, наиболее вероятным вариантом проведения налоговой реформы является изменение параметров НДФЛ в комбинации с коррекцией ставок налога на прибыль2. Однако обсуждения в правительстве продолжаются, поэтому другие комбинации мер также возможны.
1 Технический уровень налоговой отчетности в России теоретически позволяет реализовывать и нестандартные варианты, такие как более прогрессивный налог на добавленную стоимость (НДС): Rita de la Feria, Artur Swistak (2024). Designing a Progressive VAT. Working Paper WP/24/78, IMF. Однако АКРА считает подобные варианты существенно менее вероятными.
2 В частности, Агентство опирается на комментарий
председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова «Парламентской газете» и другим СМИ. Он упоминает обсуждаемые варианты изменения шкалы НДФЛ: повышенные ставки на уровне 15 и 20% для неопределенных доходных диапазонов. Кроме того, министр финансов Антон Силуанов в интервью
«Интерфаксу» упоминает о существующих предложениях по НДФЛ и налогам на бизнес.
РОССИЙСКАЯ ШКАЛА ндфл В МИРОВОМ КОНТЕКСТЕ
Ступень шкалы налогообложения — диапазон доходов, облагаемый по определенной ставке. В России в 2024 году на основной шкале НДФЛ есть две ступени: доходы на уровне 0–5 млн руб. в год (13%) и свыше 5 млн руб. в год (15%).
Аналоги НДФЛ существуют в подавляющем большинстве стран мира. Уплачиваются они, как правило, отдельными людьми, хотя и существуют примеры начисления налогов на уровне домохозяйств.
В большинстве стран действует прогрессивная шкала подоходного налога, подразумевающая, что с ростом суммы годового или ежемесячного дохода отношение суммы уплачиваемого налога к доходу растет (растет средняя ставка). Плоская шкала в настоящий момент существует примерно в тридцати странах мира3.
В России подобный налоговый режим существовал с 2001 по 2020 год с универсальной ставкой на уровне 13%. Возврат к прогрессии начался в 2021 году с повышения ставки налога до 15% для налогоплательщиков с ежегодным доходом, превышающим 5 млн руб. Таким образом на шкале появилось две ступени. Влияние заявленного в 2024 году изменения налоговой системы на шкалу НДФЛ может выразиться в ее удлинении до трех–пяти ступеней со средним шагом 2–3 п. п.
3 В это число АКРА включает некоторые страны Персидского залива и офшоры, где налог отсутствует либо действует нулевая ставка для резидентов.
Рисунок 1. Параметры шкалы НДФЛ в различных странах мира *
* Для России показана предположительная динамика, не основанная на какой-либо информации об обсуждаемых вариантах.
** (Страны с плоской ненулевой частью шкалы) = (страны с полностью плоской шкалой) – (страны с нулевыми ставками для всех) + (страны с нулевой ставкой для очень низких доходов и единой ненулевой ставкой для всех остальных).
Источник: EY, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), расчеты АКРА
Все графики и расчеты в данном разделе сделаны для шкалы, применяемой в каждой отдельной стране для трудовых доходов резидентов из самой большой группы населения, на уровне центрального бюджета (если есть дифференциация).
В странах с прогрессивной шкалой налогообложения наиболее часто действует пятиступенчатая шкала, а остальные варианты в диапазоне двух–семи ступеней встречаются одинаково часто (см. рис. 1, левый). В целом страны тяготеют к среднему шагу шкалы величиной около 5 п. п. — примерно на столько меняется ставка налога при переходе на следующую ступень, но разброс вокруг среднего большой (см. рис. 1, правый). Кроме того, шаги шкалы, как правило, не одинаковы в нижней и верхней ее части.
По этим параметрам даже после реформы налогообложения шкала НДФЛ в России, вероятнее всего, будет не самой обычной. В мировом контексте она все равно будет тяготеть к более плоской части спектра налоговых систем — разброс ставок от максимальной к минимальной, согласно публично обсуждавшимся вариантам, составит менее 10 п. п. Этим объясняется как относительно малое ожидаемое число ступеней на новой шкале, так и их относительно малый шаг (см. рис. 2). При этом примерно в 30 странах мира разброс ставок на ненулевой части шкалы превышает 30 п. п. Настолько большой разброс и большая степень прогрессии шкалы в среднем характерны для относительно богатых стран и стран с устойчивыми социалистическими традициями (например, Люксембург, Чили, Греция). На другой стороне спектра находятся плоские шкалы, которые на сегодняшний день характерны для стран, ранее входивших в так называемый социалистический лагерь и переживших переходный период (например, Узбекистан, Болгария, Грузия).
Рисунок 2. Для стран с большей степенью прогрессии налога в среднем характерны более дробные шкалы и более крупный средний шаг ставки
Источник: EY, расчеты АКРА
На рис. 2 каждая точка обозначает параметры шкалы подоходного налога отдельной страны. Под ненулевой частью шкалы понимаются все ступени доходов, для которых налоговая ставка больше нуля.
Для стран с плоской шкалой налогообложения доходов населения характерны ставки на уровне 10 и 20%, то есть российские 13% близки к нижней части распределения. С переходом к прогрессивной шкале положение России качественно меняется: среди таких стран примерно у 40% величина минимальной ненулевой ставки на шкале составляет менее 10%, у 60% стран — менее 13% (см. рис. 3). Таким образом, если минимальная ставка после реформы останется неизменной, начало шкалы в России по мировым меркам будет находиться уже относительно высоко.
Помимо различий в степени прогрессии основной шкалы НДФЛ страны мира достаточно сильно отличаются альтернативными шкалами и особенностями регионального налогообложения. Как минимум около десяти стран имеют дифференцированные шкалы подоходного налога в зависимости от семейного положения налогоплательщика (учитывается наличие супруга, количество детей и т. д.). Как правило, в таких случаях рост количества иждивенцев и увеличение домохозяйства ведут к снижению налоговой нагрузки на всех или почти на всех ступенях шкалы. В нескольких странах дифференциация ставок также связана с отраслью, которая является источником дохода налогоплательщика (например, Азербайджан, Италия).
У не менее чем пятнадцати стран мира, помимо налога на уровне центрального бюджета, есть различные региональные налоги с той же или близкой налоговой базой (например, у Канады, США, Великобритании). Причем это актуально не только и не настолько для крупных стран с существенной региональной дифференциацией доходов, сколько для стран с сильными традициями федерализма или городского самоуправления. В ряде стран основная часть прогрессии в налоговой системе формируется именно региональными налогами.
Рисунок 3. Параметры шкалы НДФЛ
В некоторых странах с недавней историей высокой инфляции (например, в Колумбии и Венесуэле) границы ступеней дохода на шкале налога задаются не в номинальных денежных единицах, а в условных налоговых единицах, которые год от года меняют свое значение в денежном выражении. Такой вариант является одним из возможных для сохранения стабильности налоговых условий: он позволяет адаптировать шкалу к новым условиям, меняя только один параметр.
Если границы ступеней не индексируются вслед за инфляцией, налоговая нагрузка в прогрессивной системе автоматически растет, поскольку распределение доходов довольно быстро дрейфует вправо, то есть в зону повышенных ставок4. Впрочем, индексацию границ возможно проводить и напрямую, если они заданы в денежном выражении (более детальная информация изложена в разделе «Неочевидные вопросы роста прогрессии налогов»). Рассмотрение вопроса об индексации границ происходит раз в год либо чаще в двух третях стран, входящих в ОЭСР5. Порядка половины стран ОЭСР имеют автоматическое (не требующее принятия политических решений) правило для величины индексации.
4 В рамках международной терминологии данное явление называется fiscal drag. Различают nominal fiscal drag — рост налоговой нагрузки за счет инфляции, а также real fiscal drag — рост за счет реального увеличения доходов.
5 “Taxing Wages 2023. Indexation of Labour Taxation and Benefits in OECD Countries”, OECD
ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОГО ЭФФЕКТА налоговой реформы
Налог на прибыль организаций
При нынешних ставках и уровне собираемости налог на прибыль ежегодно приносит в консолидированный бюджет России доходы, равные приблизительно 4% ВВП. Соответственно, теоретический рост налога на прибыль может дать дополнительный доход в размере чуть менее 0,2 п. п. ВВП на каждый процентный пункт прироста налоговой ставки. Например, в случае повышения ставки налога с 20 до 25% бюджетные доходы вырастут на величину порядка 1% ВВП.
На данный момент из 20 п. п. полной налоговой ставки в федеральный бюджет зачисляется 3 п. п., но в случае роста ставки налога, вероятнее всего, изменятся нормы распределения между бюджетами. Разумно ожидать, что в таком случае дополнительные процентные пункты ставки скорее будут направляться в федеральный бюджет, на который главным образом лягут дополнительные расходы, анонсированные в послании президента Федеральному Собранию.
НДФЛ и социальные взносы
С учетом нынешних ставок и уровня собираемости НДФЛ ежегодно приносит в консолидированный бюджет России доход в размере около 3,5–3,8% ВВП.
Оценка бюджетного эффекта роста ставок НДФЛ во многом сводится к корректной оценке распределения населения России по доходам (в их налогооблагаемой части). На этом пути существует два основных препятствия:
1. Информация о распределении доходов является довольно приблизительной. Считается, что методика, которую использует Росстат для его оценки, достаточно хорошо отражает реальное распределение для населения с низкими и средними доходами, однако группа с высокими доходами (налоги для которой в основном и требуется рассчитать при росте прогрессии за счет правого конца шкалы) моделью описана относительно плохо6. Например, за 2022 год, согласно данным Росстата, доходы свыше 5 млн руб. в год имели около 50 тысяч человек, но данные ФНС России за тот же год свидетельствуют о том, что 100 тысяч человек задекларировали доход свыше 10 млн руб. в год, а количество налоговых уведомлений об уплате налога по ставке 15% (доходы превышают 5 млн руб. в год) составило около 275 тысяч. Даже с учетом неполного совпадения термина «доход» в двух источниках информации, существования налоговых вычетов, а также неполного соответствия распределения доходов по налогоплательщикам и по индивидам можно сделать вывод о том, что модельные статистические данные скорее занизят оценку дополнительных налоговых доходов7.
2. Изменения в налоговой системе вступят в силу не ранее 2025 года, а последние данные о распределении доходов относятся к 2023 году, поэтому необходим прогноз распределения доходов не менее чем с двухлетним горизонтом.
С учетом указанных фактов распределение 2023 года, моделируемое Росстатом, используется АКРА в качестве базы для оценки нижней границы возможных дополнительных доходов, при этом все распределение сдвигается на 15% вправо на период 2024–2025 годов (инфляция плюс рост реальных доходов). Верхняя граница оценки эффекта получена на базе данных ФНС России с предположением, что численность налогоплательщиков отличается в верхних доходных группах от данных Росстата в фиксированное число раз, а собираемость налога не меняется.
Согласно расчетам Агентства, увеличение ставки НДФЛ на один процентный пункт может принести до 0,15 п. п. ВВП бюджетных доходов на каждой условной доходной ступени (см. рис. 4). Чем более низкодоходные группы затрагивает рост прогрессии, тем более ощутим эффект от роста налоговой ставки.
Сопоставимые по величине оценки применимы к изменениям на шкале социальных взносов (в нормальных условиях генерируют 6–7% ВВП доходов в консолидированный бюджет).
6 Росстат априори использует предположение о том, что доходы населения (генеральной совокупности) распределены логнормально в каждый момент времени. Данные макростатистики (системы национальных счетов, СНС), а также выборочных обследований домохозяйств используются для оценки двух параметров этой модели распределения (например, для 2023 года: mu = 10,56 и sigma = 0,74). Табличные значения в отчете «Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов» представляют собой расчетную долю населения, полученную на основании распределения с оцененными параметрами. Слабым местом процедуры оценки распределения является исходное предположение о логнормальности, которое фактически излишне упрощает форму распределения для верхних доходных групп. При этом, так как существует проблема доступности первичной информации именно о высокодоходных группах, какие-то предположения о правом конце распределения все же делать необходимо. В мировой статистической практике и отдельных исследованиях по России используются более гибкие распределения с большим количеством параметров либо комбинации распределений. См., например, Бутаева К. О. К вопросу о распределении денежных доходов населения России / К. О. Бутаева // Уровень жизни населения регионов России. — 2016. — №2 (200).
7 Для получения более подробной информации о технических сложностях при совместном использовании модельных данных Росстата, данных выборочных исследований и административных данных см. Команда Т. Пикетти о неравенстве в России: коллекция статистических артефактов: препринт WP3/2020/01/ Р. И. Капелюшников; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».
На рис. 4 каждый прямоугольник обозначает диапазон дополнительных бюджетных доходов при росте предельной ставки в заданном диапазоне годовых доходов населения на 1 п. п. Верхняя сторона прямоугольника — максимальная оценка, нижняя — минимальная. Неопределенность оценки обусловлена частичным пониманием распределения будущих доходов физлиц.
Рисунок 4. Оценка дополнительных бюджетных доходов от увеличения предельной ставки НДФЛ
Источник: расчеты АКРА
Суммарный эффект
По оценкам АКРА, всевозможные разумные сценарии, предусматривающие рост ставки налога на прибыль и изменение шкалы НДФЛ, могут принести в консолидированный бюджет до 1,6% ВВП дополнительных доходов. Максимальные оценки предполагают рост ставок по двум налогам и изменение шкалы НДФЛ с относительно невысоких, но все же превышающих средний доход, уровней дохода налогоплательщика. Минимальные оценки предполагают, что изменения шкалы НДФЛ будут предусматривать некоторое снижение налоговых ставок для групп населения с низкими доходами.
Если налоговая реформа затронет другие налоги и обязательные платежи, например социальные взносы, либо если параметры НДФЛ и налога на прибыль изменятся кардинальным образом, суммарный эффект реформы может оказаться более существенным — в некоторых разумных сценариях можно говорить о 2,0–2,5 п. п. ВВП. Однако такая перспектива оценивается АКРА как менее вероятная.
неочевидные вопросы роста прогрессии налогов
Средняя налоговая ставка — отношение суммы налога к налоговой базе. Предельная ставка — доля уплачиваемого налога в последнем рубле налоговой базы (самая высокая ставка, по которой платит конкретный налогоплательщик при прогрессивной шкале налога).
Справедливость налогообложения и уровень налоговой нагрузки на труд определяются не только НДФЛ, но и другими налогами и обязательными платежами, а также системой социальной поддержки
Налоги на труд в широком смысле помимо НДФЛ включают в себя социальные взносы. У них также есть дифференциация ставки в зависимости от величины дохода: на данный момент в России действует регрессивная шкала ставок социальных взносов (30% -> 15,1%). В связи с этим расчетная совокупная средняя ставка по трудовым доходам (сумма НДФЛ и социальных взносов) с ростом дохода монотонно снижается с 33,1 до 26,2%8, несмотря на прогрессию шкалы НДФЛ (см. рис. 5).
Если бы цель налоговой реформы формулировалась как введение плоской шкалы для суммы трудовых налогов, то можно было бы увидеть, например, неизменные ставки для доходов в размере до 2 млн руб. в год, затем линейный рост ставки по НДФЛ с 13 до 19–20% для ежегодных доходов 2–5 млн руб. и монотонное снижение ставки социальных взносов с 30 до 20% для того же диапазона доходов. В результате действия такой схемы при любых трудовых доходах совокупная средняя ставка была бы практически неизменной и составляла бы 33% (близкий к среднему по ОЭСР уровень).
8 Процент посчитан от суммы фонда оплаты труда, приходящегося на работника, и социальных взносов. Это так называемый налоговый клин — доля налогов на труд в общих затратах работодателя на труд.
Рисунок 5. Совокупная ставка по налогам на труд в зависимости от специфики шкалы НДФЛ и социальных взносов (мысленный эксперимент для России)
Источник: ФНС, расчеты АКРА
Еще один теоретический вариант, когда шкала НДФЛ становится заметно прогрессивной (некоторое снижение ставки для низкого уровня доходов и поступательный 7-ступенчатый рост до 25%), а шкала социальных взносов не меняется, дает другой профиль совокупной средней ставки по налогам на труд. Получается более низкая по сравнению с текущей ставка для низких и средних доходов, близкая к действующей сейчас ставка для доходов
в 2–4 млн руб. в год, а также ставка, с ускорением опережающая текущую, для ежегодных доходов свыше 4 млн руб.
Эти примеры показывают, что вопросы прогрессии налогов и уровня налоговой нагрузки важно обсуждать в более широком контексте, чем только шкала НДФЛ. Более того, на доходное неравенство влияют налоги, формально не имеющие дифференциации ставки по доходам (например, НДС и налоги на имущество), как и система социальной поддержки и налоговых вычетов9.
9 Леухин Р. С. Прогрессивность налогов на труд в России: текущая ситуация и оценка последствий возможных вариантов реформы НДФЛ / Р. С. Леухин, А. Л. Суслина // Финансовый журнал. — 2017. — Т. 6. — № 40; Salvador Barrios, Viginta Ivaškaitė-Tamošiūnė, Anamaria Maftei, Edlira Narazani and Janos Varga (2018), Progressive tax reforms in flat tax countries, JRC Working Papers on Taxation and Structural Reforms No 02/2018, European Commission, Joint Research Centre.
Рост ставки налога может улучшить балансы бюджетов, в которые данный налог не поступает
Теоретически за счет социальных взносов, поступающих в бюджеты социальных фондов, выплачиваются пенсии, производятся выплаты по ОМС и страхованию на случай временной нетрудоспособности. За счет НДФЛ, в основной массе распределяемого между федеральным и региональными бюджетами, оплачиваются расходы общего назначения без заранее заявленной цели (за исключением дополнительных доходов от НДФЛ по 15%-ной ставке, которые поступают в федеральный бюджет и направляются на лечение детей с редкими и тяжелыми заболеваниями). Если бы эти доходы были полностью разделены между бюджетами разных уровней, то оценки бюджетного эффекта для каждого из них могли бы быть независимыми. На практике же федеральный бюджет ежегодно перечисляет крупный трансферт, призванный сбалансировать солидарную пенсионную систему. Следовательно, если будет принято решение об увеличении прогрессивности налоговой системы через социальные взносы, а не через НДФЛ, это приведет, скорее всего, не к улучшению баланса социальных фондов, а к улучшению баланса федерального бюджета (снизится потребность в упомянутом трансферте).
Важность индексации границ ступеней дохода зависит от того, с какого уровня дохода начинается прогрессия
В зависимости от момента начала действия прогрессии в рамках новой шкалы НДФЛ (или от места модификации шкалы социальных взносов) можно по-разному добиться стабильности и предсказуемости налоговых условий до 2030 года, заявленных в качестве целей в президентском послании.
С одной стороны, неизменные в денежном выражении границы ступеней дохода — это формально предсказуемые налоговые условия. С другой стороны, со временем из-за инфляции эти границы в реальном выражении смещаются вниз, что в экономическом смысле сложно назвать стабильностью, поскольку при отсутствии индексации границ средняя налоговая нагрузка автоматически растет. При этом в случае инфляционных шоков со стороны совокупного предложения данный эффект усиливается, а бюджетная политика становится процикличной.
Если предположить, например, что граница какой-либо из новых ступеней ежегодного дохода в России будет находиться на уровне 2 млн руб. и останется неизменной в период с 2025 по 2030 год, то доля людей, которые за это время пересекут указанную границу в сторону большей налоговой ставки, составит порядка 3% (только из-за инфляции на целевом уровне Банка России). При таком гипотетическом сценарии доля людей, живущих в домохозяйствах, облагаемых по ставке выше 13%, может увеличиться примерно на 6 п. п. за шестилетний период. Для более высоких границ дохода проблема менее выражена: так, за три года с начала действия 15%-ной ставки НДФЛ через границу годового дохода в 5 млн руб. за счет инфляции могли перейти только доли процента населения России.
В связи с описанными фактами, по оценкам АКРА, чем на более низком уровне годового дохода окажется отсечка, с которой начнется или изменится прогрессия на шкале НДФЛ, тем выше вероятность того, что границы ступеней дохода будут так или иначе индексироваться внутри шестилетнего периода для обеспечения стабильности налоговых условий. Аналогичные соображения актуальны не только для шкалы НДФЛ, но и для шкалы социальных взносов.
Увеличение прогрессии и дискретность налоговой шкалы могут сформировать у компаний и работников новые стимулы для перехода к неформальным — так называемым серым — практикам
В системах налогообложения, дифференцированных по уровню дохода, могут усиливаться стимулы для налоговой оптимизации10,11. Внешне это может проявляться в том, что количество налогоплательщиков, которые декларируют доход, минимально необходимый для того, чтобы не перейти в категорию со следующим (более высоким) уровнем налоговой ставки, существенно превышает количество налогоплательщиков с любыми уровнями задекларированных доходов, близкими к порогу по шкале12; хотя валовой доход (до налогов и трансфертов) теоретически должен иметь распределение, слабо зависящее от шкал налогов или социальной поддержки. Когда наблюдаются такие явления, это косвенно говорит о том, что в целях уменьшения налогооблагаемой базы структура доходов легально или нелегально оптимизируется, что приводит к снижению эффективной собираемости налогов. В конечном счете рост количества ступеней доходов и налоговых ставок, применяемых для высокого уровня доходов, может повлечь за собой некоторое усложнение администрирования налогов.
Эффект оптимизации, как правило, более ярко выражен при налогообложении дохода, не являющегося заработной платой. К этой категории относятся, например, доходы самозанятых и владельцев бизнеса.
10 Johnson, Shane and Breunig, Robert V. and Olivo-Villabrille, Miguel and Zaresani, Arezou, Individuals' Responsiveness to Marginal Tax Rates: Evidence from Bunching in the Australian Personal Income Tax. — August 1, 2023. TTPI — Working Paper 11/2023.
11 Adam S., Browne J., Phillips D., Roantree B. Frictions and taxpayer responses: evidence from bunching at personal tax thresholds. International Tax Public Finance. — 2021. — 28(3). — 612–653.
12 Аналогичное иногда наблюдается тогда, когда социальная поддержка зависит от дохода. В этом случае налогоплательщики могут группироваться по уровню дохода ниже той границы, достижение которой сокращает величину поддержки. В англоязычной литературе такие явления называются bunching.