Категория

Зеленое финансирование

Тип

Исследование

ESG-портфель1 банковского сектора в России: итоги 2023 года

  • Согласно консервативной оценке АКРА, основанной на результатах опроса банков, совокупный объем ESG-портфеля банковского сектора России на конец 2023 года составил 4,4 трлн руб. (48,7 млрд долл. США2).

  • Основная доля ESG-портфеля банков на конец 2023 года приходилась на кредиты с привязкой к выполнению различных условий, связанных с устойчивым развитием — 53% общего объема ESG-портфеля. За ними следуют «зеленые» и адаптационные кредиты (46 и 1% соответственно).

  • Доля всех указанных инструментов, по оценкам АКРА, составляет 2,6% в общем объеме активов банковской системы на конец 2023 года, или около 6% от остатка ссудной задолженности по кредитам юридическим лицам.

  • Агентство полагает, что в ближайшие несколько лет объем портфеля «зеленых» и адаптационных кредитов, а также кредитов с ESG-ковенантами3 может вырасти на десятки процентов, но не столько за счет новых выдач, сколько благодаря отладке и внедрению в банках систем учета разных типов финансовых инструментов устойчивого развития.

  • Более половины респондентов внедрили или планируют внедрить оценку кредитного портфеля на соответствие финансируемых проектов и заемщиков социальной таксономии.

  • Большинство опрошенных банков (39%) проводят собственную оценку соответствия финансируемых проектов критериям «зеленых» и адаптационных проектов национальной таксономии. В основном такую оценку проводят крупнейшие банки, в то время как небольшие банки испытывают трудности из-за нехватки внутренних ресурсов и отсутствия соответствующих заемщиков.

  • По результатам опроса, 35% респондентов уже оценивают влияние климатических рисков на финансовое положение своих заемщиков. Еще 39% опрошенных банков пока не проводят такую оценку, но планируют внедрить ее в ближайшее время.

  • Мировой рынок «зеленых» кредитов и кредитов с привязкой к показателям устойчивого развития оценивается банком ING в 320 млрд долл. США по итогам 2023 года, если считать по объему новых выдач. При этом совокупный объем выпуска «зеленых» и SL-кредитов4 в мире достиг пика в 2021 году, а затем снижался два года подряд. Альтернативные расчеты показывают иные суммы, но также указывают на негативную динамику объема выпуска таких кредитов за последние полтора года.

  • Наиболее динамично растущим рынком «зеленых» кредитов среди крупнейших экономик мира является Китай. К концу 2023-го общий объем непогашенной задолженности по таким кредитам (внутренний и офшорный рынки) достиг 30,08 трлн юаней (4,2 трлн долл. США), что на 36,5% превышает показатель 2022 года. Доля «зеленых» кредитов в совокупном кредитном портфеле банков Китая составила 12,7% на конец 2023 года.


1 В рамках данного исследования под ESG-кредитами понимаются «зеленые» и адаптационные кредиты, а также кредиты с привязкой к выполнению различных условий, связанных с устойчивым развитием.
2 В рамках данного исследования под кредитами с ESG-ковенантами понимаются кредиты с привязкой к выполнению различных условий, связанных с устойчивым развитием.
3 Здесь и далее пересчет в доллары США осуществлен по официальному курсу Банка России на конец периода.
4 Кредиты с привязкой к показателям устойчивого развития.

В настоящем исследовании Агентство публикует собственную консервативную оценку остатка ссудной задолженности по «зеленым» и адаптационным кредитам, а также по кредитам с ESG-ковенантами на балансах российских банков на конец 2023 года. Оценка основана на результатах опроса, проведенного в период с апреля по июнь 2024 года среди банков — клиентов Агентства при поддержке Ассоциации банков России (описание методологии исследования см. на стр. 13).

В рамках опроса были получены анкеты от 23 респондентов, в том числе от семи системно-значимых кредитных организаций (далее — СЗКО). Агрегированная оценка ESG-портфеля рассчитана исключительно на базе информации, предоставленной банками в рамках анонимного опроса; в ней не учитываются показатели публичных отчетов, заявления банков и оценки, сделанные на основании данных финансовой отчетности.

Согласно результатам исследования, суммарный остаток задолженности по кредитам по трем компонентам («зеленые» и адаптационные кредиты, а также кредиты с ESG-ковенантами) на балансах российских банков на конец 2023 года составил 4,4 трлн руб.5 (48,7 млрд долл. США). Основной объем ESG-портфеля приходится на кредиты с привязкой к выполнению различных условий, связанных с устойчивым развитием, более 2,3 трлн руб. (см. рис. 1). Портфель «зеленых» кредитов (в соответствии с национальной таксономией) оценивается в 2 трлн руб., объем адаптационных кредитов значительно меньше — порядка 37 млрд руб.


5 Здесь и далее информация по российским банкам приводится до вычета резервов.

Рисунок 1. Структура ESG-портфеля российского банковского сектора на конец 2023 года, % от суммы по трем компонентам


Источник: АКРА по данным опроса банков

Однако, как отмечает АКРА, существует значительная неопределенность с точки зрения точности полученных значений, поскольку в рамках анкетирования некоторые банки не раскрыли данные по объемам кредитов, хотя ESG-портфели на их балансах присутствуют.

С другой стороны, есть вероятность, что в случае проведения внешней верификации каждого кредита на соответствие национальным таксономиям («зеленой» и адаптационной) итоговое значение могло бы быть меньше.

Объем рынка и сложности: много, мало и кому это нужно?

В сумме на «зеленые», и адаптационные кредиты, а также на кредиты с ESG-ковенантами на конец 2023 года приходилось 2,6 и 6% от активов и кредитов юридическим лицам соответственно.

Учитывая поступившие в ходе опроса ответы банков (в том числе СЗКО), Агентство ожидает, что в ближайшие годы показатель по портфелю «зеленых» и адаптационных кредитов, а также кредитов с ESG-ковенантами может вырасти на десятки процентов, но не столько за счет новых выдач, сколько благодаря отладке и внедрению систем учета разных типов финансовых инструментов устойчивого развития. Как минимум несколько крупных банков (как частных, так и с госучастием) находятся сейчас в процессе оценки и переоценки своих портфелей на предмет соответствия критериям национальных таксономий.

Сопоставление полученных значений с официальными данными по активам банковской системы и остатку ссудной задолженности по кредитам юридическим лицам на ту же дату показывает, что в сумме на «зеленые» и адаптационные кредиты, а также на кредиты с ESG-ковенантами на конец 2023 года приходилось 2,6 и 6% от активов6 и кредитов юридическим лицам соответственно.

Для сравнения, совокупный объем выпуска ESG-облигаций на российском рынке в 2023 году составил 142,8 млрд руб., что соответствует примерно 2% объема новых размещений облигаций любого типа7 (это ниже показателей по миру в целом, где на данные финансовые инструменты приходится от 5 до 10% совокупного объема облигационных размещений).

В случае реализации базового сценария, согласно которому практически все крупные банки проведут оценку портфелей и будут готовы делиться этой информацией, АКРА ожидает, что совокупный ESG-портфель российских банков опередит по темпам роста общий кредитный портфель, а его доля в ближайшие годы будет расти (за счет более активной практики оценки и раскрытия). При сохранении статус-кво на российском рынке ESG-кредитования портфель таких кредитов, как полагает Агентство, будет расти темпами, не превышающими темпы увеличения общего кредитного портфеля.


6 Данный индикатор по своему содержанию близок к так называемому green asset ratio, т. е. соотношению активов финансовой организации, удовлетворяющих техническим критериям скрининга европейской таксономии, к общему объему активов финансовой организации. В настоящее время показатель используется Европейским банковским управлением (EBA) и подлежит раскрытию кредитными организациями Евросоюза с 01.01.2024.
7 См. аналитический комментарий АКРА «Российский рынок ESG-облигаций: период переосмысления» от 31.01.2024.

Рисунок 2. Доля банков-респондентов, проводивших оценку соответствия финансируемых проектов и заемщиков национальным таксономиям «зеленых» и адаптационных проектов8, % респондентов




8 Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 в части соответствия критериям «зеленых» и адаптационных проектов.
Источник: АКРА по данным опроса банков

39% опрошенных представителей российского банковского сектора указали, что они проводят собственную оценку соответствия финансируемых проектов критериям проектов устойчивого развития национальной таксономии в части соответствия критериям «зеленых» и адаптационных проектов (см. рис. 2). В большей степени это представители крупнейших российских банков. Кроме того, 31% кредитных организаций, принявших участие в опросе, планируют проводить такую оценку в будущем. 

Небольшие коммерческие банки в основном ответили на вопрос отрицательно. Скорее всего, это связано с недостатком ресурсов и отсутствием заемщиков, в рамках деятельности которых заявлены проекты устойчивого развития. 

Рисунок 3. Доля банков-респондентов, предлагающих финансовые продукты, структурные характеристики которых могут зависеть от выполнения условий, связанных с устойчивым развитием, % респондентов



Источник: АКРА по данным опроса банков

Согласно данным опроса, 22% респондентов внедрили практику выдачи кредитов с улучшением условий (например, ставки по кредиту) в том случае, если выполняются определенные ковенанты; в качестве таковых были названы привязка условий выдачи к определяемому банком внутреннему ESG-рейтингу заемщика, требования к классу энергоэффективности объекта недвижимости, который является предметом залога, и др.

Еще 30% опрошенных банков не предлагают клиентам финансовые продукты, структурные характеристики которых могут зависеть от выполнения определенных условий, связанных с устойчивым развитием, но планируют внедрять это в качестве меры, стимулирующей соблюдение законодательства и возможных дополнительных требований банка (см. рис. 3). Примерами таких финансовых продуктов могут быть кредиты, условия которых предполагают разработку политик и процедур в области ESG или достижение количественных ESG-показателей. 9% банков потенциально готовы предлагать кредиты с возможностью как улучшения, так и ухудшения условий кредитования в зависимости от того, соблюдаются или нет ковенанты, связанные с устойчивым развитием.

17% участников опроса не предлагают и не собираются внедрять финансовые продукты, структурные характеристики которых могут зависеть от выполнения той или иной ESG-ковенанты (в основном это средние и небольшие банки). Респонденты, выбравшие ответ «Иное», как правило, находятся в процессе изучения указанного типа финансовых инструментов и пока не готовы давать более развернутые ответы.

Рисунок 4. Доля банков-респондентов, планирующих внедрить оценку соответствия финансируемых проектов и заемщиков критериям социальной таксономии, % респондентов


Источник: АКРА по данным опроса банков

В предложенную респондентам анкету не вошел вопрос, связанный с объемом проектных кредитов, соответствующих социальной таксономии, поскольку многим банкам требуется дополнительное время для проведения масштабной оценки своих кредитных портфелей (итоговая редакция социальной таксономии была опубликована только в декабре 2023 года). Однако в ходе опроса подавляющее большинство кредитных организаций (56%) выразили готовность приступить к такой работе или уже проводят соответствующий анализ (см. рис. 4). Соответственно, хотя на данный момент банки не располагают полной информацией о своих портфелях в контексте социальной таксономии, они активно работают над внедрением соответствующих практик и готовы проводить необходимые оценки в будущем.

Анализ комментариев, предоставленных респондентами в рамках опроса, а также информации, полученной АКРА в ходе интервью с банками при присвоении ESG-рейтингов и верификации ESG-облигаций, позволяют выявить ряд проблем, которые тормозят рост портфеля ESG-кредитов.

  • Подавляющее большинство банков не проводят анализ портфелей на предмет соответствия национальным таксономиям («зеленой», адаптационной и социальной), поскольку это, по их мнению, не дает очевидных финансовых выгод.

  • Достаточно жесткая структура национальных таксономий делает процесс оценки заемщиков и кредитов трудозатратным, требующим вовлечения значительных человеческих и организационных ресурсов.

  • Довольно частое внесение изменений в национальные таксономии не мотивирует банки заниматься выстраиванием скрининговых систем.

Зарубежный опыт оценки «зеленых» кредитов: проблемы те же, масштаб больше

Оценки объема и динамики мирового рынка «зеленых» кредитов сильно различаются, как и в случае с облигационным рынком; результаты во многом зависят от выборки данных и методов их сбора. Дополнительная сложность заключается в том, что кредиты (в отличие от облигаций) — это непубличный долговой инструмент, следовательно, раскрытие информации об объеме предоставленных ресурсов опционально.

В рамках настоящего исследования для оценки мирового рынка «зеленых» кредитов использовалась информация, публикуемая банком ING9, который с 2012 года ведет сбор статистики по объемам предоставленных «зеленых» и SL-кредитов  (см. рис. 5). Методология сбора этих данных не является публичной, однако можно рассчитывать на репрезентативность информации, поскольку банк ING, будучи одним из ключевых участников мирового рынка устойчивого финансирования, располагает широким спектром данных по объемам непубличных сделок.


9 ING Sustainable Finance Pulse. URL: https://www.ingwb.com/binaries/content/assets/insights/themes/sustainable-finance/ing-sustainable-finance-pulse---issue-1.pdf.

Рисунок 5. Выпуск «зеленых» и SL-кредитов в мире, млрд долл. США



Источник: АКРА по данным ING Research, BNEF

Как показано на рис. 5, совокупный мировой объем выпуска «зеленых» и SL-кредитов достиг пика в 2021 году, а затем снижался два года подряд, достигнув 320 млрд долл. США по итогам 2023 года, в том числе под влиянием инфляционных шоков и высоких процентных ставок на большинстве ключевых рынков. Следует отметить, что эти оценки не включают социальные кредиты и другие типы финансовых инструментов (за исключением двух указанных).

По данным альтернативного исследования банковской группы Banco Bilbao Vizcaya Argentaria10, мировой объем выпуска «зеленых» и SL-кредитов по итогам 2023 года составил 758 млрд евро, или 836 млрд долл. США (31% приходится на «зеленые» кредиты), при этом пиковым годом был 2022-й (956 млрд евро, или 1 028 млрд долл. США), а не 2021 год, как следует из оценки, сделанной банком ING. Лидером по объему является экономический регион EMEA (48% от общего объема), далее следуют страны Северной и Южной Америки (32%) и Азиатско-Тихоокеанского региона (20%). В течение первого квартала 2024 года объем выпуска «зеленых» и SL-кредитов в Азиатско-Тихоокеанском регионе сократился на 21% в годовом сопоставлении. При этом значительный рост наблюдался в регионе EMEA (на 48%) и в Северной и Южной Америке (на 23%).

Как видим, несмотря на существенные отличия в оценочных показателях по объемам рынка, оба указанных исследования сходятся в оценке негативного тренда на мировом рынке «зеленых» и SL-кредитов в 2023 году.

Более свежие данные Environmental Finance11 показывают, что в первой половине 2024 года совокупный объем выдачи «зеленых» и SL-кредитов сократился примерно на треть, достигнув 275 млрд долл. США. Выдача SL-кредитов снизилась по сравнению с показателем за первое полугодие 2023-го на 34% (до 207 млрд долл. США), а «зеленых» кредитов — на 17% (до 62 млрд долл. США). Аналитики связывают такую динамику с ростом регуляторных рисков (ужесточение борьбы с «гринвошингом» в ряде юрисдикций) и относительно высокими дополнительными затратами на консультирование и верификацию, которые превышают потенциальные финансовые выгоды от предоставления таких кредитов. Кроме того, как было ранее указано, высокие процентные ставки продолжают влиять на динамику общемирового рынка «зеленых» и SL-кредитов.

Наиболее зрелым рынком «зеленых» кредитов с точки зрения регулирования и накопленных практик остается рынок Евросоюза. Согласно данным Bloomberg и расчетам Европейского банковского управления (далее — EBA), объем «зеленых» и ESG-кредитов растет с 2015 года и достиг 156 млрд евро на конец 2022 года12. При этом рынок «зеленых» кредитов хотя и демонстрирует рост, но значительно уступает ESG-кредитам и другим финансовым продуктам (см. рис. 6).


10 BBVA. Green and Sustainability-Linked Loan. URL: https://www.bbvacib.com/wp-content/uploads/2024/05/BBVA-_SLLN_2024_05_MAY-1.pdf.
11 Environmental Finance’s Sustainable Loans Insight (SLI) 2024 report. URL: https://www.environmental-finance.com/content/news/environmental-finance-publishes-second-sustainable-loans-insight.html.
12 EBA report on green loans and mortgages. URL: https://www.eba.europa.eu/sites/default/files/2023-12/e7bcc22e-7fc2-4ca9-b50d-b6e922f99513/EBA%20report%20on%20green%20loans%20and%20mortgages_0.pdf.

Рисунок 6. Банковское кредитование, связанное с устойчивым развитием: европейский рынок (сумма задолженности), млрд евро


Источник: АКРА по данным EBA, Bloomberg

Опережающими темпами растет рынок «зеленых» кредитов в Китае: по данным Народного банка Китая (далее — НБК), к концу 2023-го общий непогашенный объем таких кредитов (внутренний и офшорный рынки) достиг 30,08 трлн юаней (4,2 трлн долл. США), что на 36,5% превышает показатель 2022 года и на 26,4% опережает по темпам роста общий кредитный портфель (см. рис. 7).

Доля «зеленых» кредитов в совокупном кредитном портфеле банков Китая, согласно данным НБК, составила 12,7% на конец 2023 года, увеличившись по сравнению с 8,3 и 10,3% в 2021 и в 2022 годах соответственно. Рост доли таких кредитов объясняется двумя факторами: некоторым замедлением общих темпов кредитования и поддержкой соответствующих политических инициатив.

Банки обязаны регулярно предоставлять в НБК отчетность по «зеленым» кредитам. Эти показатели учитываются при оценке деятельности банков, что стимулирует их наращивать выдачу таких кредитов. На местном уровне разные регионы страны определили цели местной политики в области «зеленого» кредитования, направленные на стимулирование его устойчивого роста в 2023 году и обеспечение дальнейшего развития данного направления13.


13 China green finance status and trends 2023-2024, Griffith Asia Institute, Griffith University (Brisbane) and Green Finance & Development Center, FISF Fudan University (Shanghai). URL: https://greenfdc.org/wp-content/uploads/2024/04/Zhang-et-al-2024_China-green-finance-status-and-trends-2023-2024.pdf.

Рисунок 7. «Зеленые» кредиты и общий объем кредитов, выданных наиболее крупными финансовыми институтами Китая14, трлн юаней





14 В числе наиболее крупных — 21 китайский банк: China Development Bank, The Export-import Bank of China, Agricultural Development Bank of China, Industrial and Commercial Bank of China, Agricultural Bank of China, Bank of China, China Construction Bank, Bank of Communications, China Citic Bank, China Everbright Bank, Huaxia Bank, China Guangfa Bank, Pingan Bank, China Merchants Bank, Shanghai Pudong Development Bank, Industrial Bank, China Minsheng Bank, Hengfeng bank, China Zheshang Bank, China Bohai Bank, Postal Savings Bank of China.
Источник: АКРА по данным CBIRC, PBOC

Наиболее комплексная оценка «зеленых» кредитов на балансах банков, при этом методологически близкая к собственной оценке АКРА, была проведена EBA для поднадзорных организаций Европейской экономической зоны в 2023 году.

В период с февраля по май 2023-го EBA проводило исследование, касающееся сбора количественной и качественной информации о «зеленых» кредитах и связанных с этим практиках. Участие банков в опросе было добровольным, в нем приняли участие 83 кредитные организации из 27 стран (примерно 52% совокупных активов банковского сектора Европейской экономической зоны).

В качестве отчетной даты для предоставления информации было выбрано 31.12.2022.

Как показали итоги опроса EBA, на «зеленые» кредиты в среднем приходится 4,5% совокупного кредитного портфеля респондентов.

Как показали итоги опроса EBA, на «зеленые» кредиты в среднем приходится 4,5% совокупного кредитного портфеля респондентов. При этом для кредитов, выданных домохозяйствам, эта величина составляет 11% от совокупного кредитного портфеля в данном сегменте, а для кредитов компаниям МСП, не относящимся к сегменту розничной торговли, и нефинансовым компаниям — немногим более 2% от совокупных портфелей соответствующих сегментов. 

Общий объем декларируемых в рамках исследования «зеленых» кредитов на балансах финансовых институтов составил 722 млн евро (830 млн долл. США), из них 73% — это кредиты домохозяйствам, 21% — нефинансовым компаниям, 6% — МСП.

Эти результаты количественного анализа следует интерпретировать с учетом допущений, связанных с качеством данных и методологиями, использованными для определения кредита как «зеленого». Четких критериев отнесения кредитов к категории «зеленых» задано не было, EBA предлагало банкам самим выбрать стандарт. Так, 60% респондентов указали, что для определения «зеленых» кредитов они в основном используют свои внутренние стандарты, 23% — Таксономию EC, 7% — принципы «зеленых» кредитов Loan market association (далее — LMA) (см. рис. 8). При этом EBA отмечает, что при формировании внутренних стандартов банки опирались на рыночные практики, в том числе на Таксономию ЕС и принципы LMA.

Рисунок 8. Разбивка банков по типам используемых стандартов «зеленых» кредитов, количество в штуках15




15 При ответе на данный вопрос респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
Источник: АКРА по данным EBA

В рамках опроса, проведенного EBA, кредитные организации отмечали, что самое серьезное препятствие для роста «зеленого» кредитования — это трудности применения критериев при определении «зеленых» кредитов, особенно критериев Таксономии ЕС. В большинстве случаев необходимые данные недоступны или их трудно собрать. Некоторые респонденты сказали об отсутствии финансовых стимулов для выдачи «зеленых» кредитов: в ходе кредитного процесса банки несут значительные первоначальные расходы, которые не могут быть простимулированы за счет долгосрочных преимуществ бизнеса. Как видим, выявленные EBA главные проблемы рынка «зеленых» кредитов в целом совпадают с выводами АКРА, полученными по результатам своего опроса.

Климатические риски и стресс-тестирование: запрос регулятора и ответ банков

Отдельным направлением работы центральных банков практически всех крупных экономик мира является выявление и анализ рисков, связанных с изменением климата, в контексте стабильности финансовых систем. Практически повсеместно анализ указанных рисков осложнен из-за отсутствия данных по ключевым секторам экономики, а также по отдельным компаниям финансового и нефинансового сегментов. В связи с этим центральные банки стимулируют компании разных отраслей к раскрытию информации о подверженности климатическим рискам и управлению ими.

EBA внедрило обязательное раскрытие информации о климате с декабря 2023 года. По мнению EBA, это подтолкнет банки к накоплению сведений, необходимых для управления климатическими рисками16. Кроме того, ЕBА ведет активную совместную работу с ЕЦБ по климатическому стресс-тестированию с целью оценки устойчивости банковской системы Евросоюза к потенциальному воздействию климатических рисков. В 2021 году были опубликованы первые результаты стресс-тестирования по разным секторам экономики Евросоюза, а в 2022-м — результаты тестирования для финансовой системы ЕС.

Согласно отчету Еврокомиссии, посвященному вопросам мониторинга влияния рисков, связанных с изменением климата, на финансовую стабильность17, стресс-тест, который был проведен ЕЦБ в 2023 году, показывает совокупные потери от реализации климатических рисков для медианного банка в размере от 0,6 до 1% портфеля; для 10% банков, наиболее подверженных таким рискам, эта величина удваивается. Кроме того, данные стресс-тестирования 2023 года показывают, что вероятность дефолта возрастает неравномерно по секторам экономики.

В настоящее время не менее 24 регуляторов финансовых рынков разных стран проводят стресс-тестирования устойчивости своих финансовых систем к климатическим рискам, используя разные методики и сценарии изменения климата.

Банк России также повышает прозрачность рынка и доступность данных по климатическим рискам. За последние несколько лет он выпустил ряд рекомендаций непосредственно для финансовых организаций, в том числе «Рекомендации по раскрытию финансовыми организациями информации в области устойчивого развития»; «Рекомендации по предоставлению (раскрытию) финансовыми организациями информации клиентам о финансовых продуктах устойчивого развития»; «Рекомендации по учету финансовыми организациями ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития при организации корпоративного управления».

Кроме того, Банк России анализирует влияние климатических рисков на стабильность финансовой системы в целом и банков в частности. В 2022 году был опубликован доклад для общественных консультаций «Климатические риски в меняющихся экономических условиях»18. В декабре 2023 года Банк России опубликовал рекомендации по учету климатических рисков для финансовых организаций19. Результаты проведенного Банком России стресс-тестирования20 говорят о том, что кредитным организациям необходимо управлять климатическими рисками и сотрудничать с клиентами по вопросам внедрения мер, направленных на повышение их энергоэффективности и снижение углеродоемкости продукции.

В этом контексте в ходе опроса, проведенного АКРА, банкам было предложено ответить на дополнительный вопрос: «Проводит ли банк оценку влияния климатических рисков на финансовое положение своих заемщиков?».

Согласно результатам опроса, 35% респондентов проводят такую оценку, а 39% не проводят, но планируют: эти кредитные организации изучают вопросы, связанные с управлением климатическими рисками, и в обозримом будущем могут внедрить практику проведения такой оценки (см. рис. 9). При этом 13% банков не оценивают влияние климатических рисков на финансовое положение заемщиков и не планируют этого делать.


16 https://www.spglobal.com/esg/insights/eu-banking-regulator-puts-spotlight-on-climate-disclosures.
17 Report on the monitoring of climate-related risk to financial stability. URL: https://finance.ec.europa.eu/publications/report-monitoring-climate-related-risk-financial-stability_en.
18 Доклад для общественных консультаций «Климатические риски в меняющихся экономических условиях». URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/143643/Consultation_Paper_21122022.pdf.
19 Информационное письмо Банка России от 04.12.2023 № ИН018-35 / 60 «О рекомендациях по учету климатических рисков для финансовых организаций». URL: https://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/6556.
20 Стресс-тестирование переходных климатических рисков: предварительные оценки. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/158608/info_07022024.pdf.

Рисунок 9. Доля банков-респондентов, которые проводят оценку влияния климатических рисков на финансовое положение своих заемщиков


Источник: АКРА по данным опроса банков

АКРА ожидает, что в ближайшие годы доля финансовых институтов, оценивающих влияние климатических рисков на финансовое положение своих заемщиков, будет расти. С одной стороны, этому будет способствовать деятельность Банка России, связанная с оценкой влияния климатических рисков на финансовую систему. С другой стороны, растущая частота опасных природных явлений, связанных с изменением климата, постепенно будет заставлять банки обращать большее внимание на данный тип рисков при оценке потенциальных потерь.

Приложение. Методология исследования

В целях определения общего объема кредитов, зафиксированного на балансах российских банков по итогам 2023 года, совместно с Ассоциацией банков России был проведен опрос, в ходе которого респондентам предлагалось ответить на семь вопросов (см. табл. 1).

Пять вопросов касались исключительно оценки портфеля «зеленых» и адаптационных кредитов, а также кредитов с ESG-ковенантами, два — оценки влияния климатических рисков на финансовое положение заемщиков и планов банков относительно оценки социальных кредитов. Опрос проводился в период с марта по май 2024 года.

Были получены анкеты от 23 кредитных организаций, в том числе от семи СЗКО. Авторы выражают особую признательность Ассоциации банков России за содействие в проведении опроса.

Таблица 1. Перечень вопросов, заданных банкам в ходе опроса, проведенного АКРА
Вопрос
1 Проводит ли Ваш банк оценку соответствия финансируемых проектов и заемщиков Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 («Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого
(в том числе зеленого) развития в Российской Федерации») в части соответствия критериям «зеленых» и адаптационных проектов?
2 Если ответ на вопрос 1 «Да», укажите остаток ссудной задолженности (до вычета резервов) в тысячах рублей на балансе банка на 01.01.2024, соответствующей критериям «зеленых» проектов.
3 Если ответ на вопрос 1 «Да», укажите остаток ссудной задолженности (до вычета резервов) в тысячах рублей на балансе банка на 01.01.2024, соответствующей критериям адаптационных проектов.
4 Предлагает ли Ваш банк финансовые продукты, в которых структурные характеристики продукта (например, ставка по кредиту) могут зависеть от выполнения определенных условий, связанных с устойчивым развитием (например, ESG-кредиты, которые могут включать разработку политик и процедур, достижение количественных ESG-показателей и др.)?
5 Если ответ на вопрос 4 «Да», укажите остаток ссудной задолженности (до вычета резервов) в тысячах рублей на балансе банка на 01.01.2024, в которой присутствуют ESG-ковенанты. В эту категорию не должны входить «зеленые», социальные и адаптационные кредиты, соответствующие Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587.
6 Проводит ли Ваш банк оценку влияния климатических рисков на финансовое положение своих заемщиков?
7 Планирует ли Ваш банк проводить оценку соответствия финансируемых проектов и заемщиков на соответствие таксономии социальных проектов Российской Федерации (в качестве отдельного раздела Постановления Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587)?

Источник: АКРА

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Владимир Горчаков
Директор — руководитель группы оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 132
Татьяна Сорокина
Старший аналитик, группа оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 157
Светлана Паничева
Руководитель службы внешних коммуникаций
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.