-
АКРА представляет макроэкономический прогноз на 2025–2027 годы. Агентство рассматривает наиболее вероятный сценарий развития экономики Казахстана в среднесрочной перспективе с учетом воздействия как внешних, так и внутренних факторов, а также в контексте реализации ряда ранее принятых в стране экономических и политических решений.
-
Реальный рост ВВП в указанный период составит порядка 3,8–4,2%. В текущем году траектория роста экономики Казахстана стабилизировалась немного ниже уровня своего потенциала (около 3,8%). В 2025–2027 годах драйверами экономического роста будут промышленность, строительство и сфера услуг, а вклад добывающих отраслей после 2026-го, по мнению АКРА, может стать скорее сдерживающим фактором, чем стимулирующим. Обозначенный руководством страны 6%-ный таргет ежегодного реального роста ВВП требует более существенных инвестиций и более высокого объема добычи ключевого экспортируемого сырья. Однако это могло бы привести к перегреву экономики, что грозило бы новым всплеском потребительской инфляции.
-
Монетарные условия остаются достаточно жесткими, но постепенно смягчаются, а с 2026 года станут скорее нейтральными. Влияние ранее актуальных проинфляционных факторов (к ним можно отнести инфляционные ожидания и мировую динамику цен на продовольствие1 ) продолжает ослабевать, но воздействие фискального стимулирования в начале прогнозного периода сохранится. Среди дефляционных факторов выделим по-прежнему жесткую монетарную политику и постепенную стабилизацию транспортно-логистических схем. В целом замедление инфляционной динамики растянуто во времени, поскольку в отличие от товарной инфляции, которая во многом является импортированной, инфляция услуг получила импульс позже и все еще весьма высока.
-
Сохраняется вероятность реализации новых рисков и изменений структурного характера, касающихся направлений внешней торговли Казахстана и роли государства в экономике. В совокупности это может заметно отразиться на потенциале экономического роста, валютном рынке, а также на потребительской и промышленной инфляции. Кроме того, продолжает меняться география внешнего товарооборота и международных источников инвестиций, где все более важную роль начинает играть китайская экономика. Внешний сектор остается долгосрочным источником экономической активности в стране, при этом международная конъюнктура на сырьевые товары несколько ослабла и, как полагает АКРА, останется на достигнутых уровнях на горизонте прогноза, а относительная стабильность тенге выступает скорее отягощающим фактором для внешних счетов. Экономика Казахстана таким образом будет испытывать двойной дефицит — бюджетный и дефицит текущего счета.
1 В 2024 году (с января по сентябрь) индекс цен ФАО на продовольствие в среднем составлял 120 пунктов, что ниже показателей 2022 и 2023 годов — 145 и 125 пунктов соответственно.
Таблица 1. Базовый сценарий макроэкономического прогноза на период с 2025 по 2027 год
ПОКАЗАТЕЛИ |
ЕД. ИЗМ. |
ФАКТ |
ОЦЕНКА, |
ПРОГНОЗ |
|||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
|||
Ключевые |
Цена нефти марки Brent (среднегодовая) |
долл./барр. |
71 |
101 |
82 |
81 |
81 |
78 |
78 |
Мировой ВВП [1] |
% г/г |
6,2 |
3,1 |
2,7 |
1,8–2,7 |
1,9–2,7 |
1,8–2,8 |
1,7–2,9 |
|
ВВП США |
% г/г |
5,8 |
1,9 |
2,5 |
2,2–2,8 |
1,3–2,1 |
1,2–2,2 |
1,1–2,3 |
|
ВВП Китая |
% г/г |
8,5 |
3,0 |
5,2 |
4,2-5 |
3,8–4,6 |
3,6–4,6 |
3,5–4,7 |
|
ВВП России |
% г/г |
5,6 |
-1,2 |
3,6 |
3,5–4,0 |
1,2–1,8 |
1,5–2,0 |
1,5–2,0 |
|
ВВП Евросоюза |
% г/г |
6,0 |
3,4 |
0,6–1,2 |
0,7–1,4 |
1,1–1,9 |
1,0–2,0 |
0,9–2,1 |
|
Показатели |
ВВП в рыночных ценах |
млрд тенге |
83 952 |
103 766 |
119 808 |
136 237 |
149 254 |
160 502 |
173 507 |
ВВП в фиксированных ценах |
% г/г |
4,3 |
3,2 |
5,1 |
3,8 |
4,2 |
4,0 |
3,9 |
|
Численность населения |
млн чел. |
19,1 |
19,5 |
19,8 |
20,2 |
20,6 |
21,0 |
21,4 |
|
Промышленный выпуск |
% г/г |
3,6 |
1,2 |
4,4 |
2,7 |
6,8 |
5,1 |
4,9 |
|
Добыча сырой нефти |
млн тонн |
85,9 |
84,2 |
90,0 |
90,3 |
97,2 |
101,5 |
105,5 |
|
Показатели |
Экспорт товаров |
млрд долл. |
66 |
86 |
80 |
70,9 |
74 |
75 |
75 |
Импорт товаров |
млрд долл. |
42 |
51 |
60 |
62 |
62 |
65 |
68 |
|
Курс тенге к доллару (среднегодовой) |
тенге/долл. |
426 |
460 |
456 |
464 |
483 |
494 |
514 |
|
Сальдо счета текущих операций |
% ВВП |
-1,4 |
3,1 |
-3,3 |
-3,0 |
-2,2 |
-1,8 |
-1,5 |
|
Доходы |
Средняя заработная плата |
тыс. тенге/мес. |
249 |
310 |
363 |
396 |
432 |
467 |
501 |
Индекс реальных доходов |
% г/г |
8,8 |
7,6 |
2,7 |
0,7 |
2,7 |
2,6 |
1,9 |
|
Уровень безработицы (среднегодовой) |
% от ЭАН [2] |
4,9 |
4,7 |
4,7 |
4,7 |
4,7 |
4,7 |
4,7 |
|
Цены и ставка |
Инфляция (ИПЦ) |
% дек./дек. |
8,4 |
20,5 |
9,8 |
7,5 |
5,2 |
5,7 |
5,1 |
|
Базовая ставка (на конец года) |
% |
9,8 |
16,8 |
15,8 |
14,0 |
10,5 |
8,0 |
8,0 |
Бюджет и долг |
Сальдо госбюджета |
% ВВП |
-3,0 |
-2,1 |
-2,3 |
-2,9 |
-3,0 |
-2,4 |
-2,2 |
|
Государственный долг |
% ВВП |
27,0 |
25,1 |
26,7 |
26,5 |
27,4 |
28 |
28,3 |
Источник: АКРА
2 Методология Всемирного банка, реальный прирост.
3 Экономически активное население.
Экономическая активность
Экономика Казахстана в 2023 году и в первой половине 2024-го. По итогам прошлого года экономика страны показала рост на 5,1% в реальном выражении на фоне активной динамики в различных отраслях промышленности, в строительстве и сфере услуг. В первом полугодии 2024-го темпы роста в добывающих секторах оказались не столь высокими из-за задержек в расширении нефтедобычи на месторождениях, что происходило на фоне сдержанного роста экономик основных торговых партнеров и умеренного внешнего спроса. Сдерживающим фактором также выступили невысокие объемы инвестиций в основной капитал. В результате в первой половине 2024 года экономика страны выросла на 3,2% в реальном выражении, а основными драйверами для нее стали обрабатывающие производства и строительство (рост на 5,1 и 8,6% соответственно).
Экономика Казахстана в период с 2024 по 2027 год. Как полагает АКРА, в течение указанного промежутка времени экономический рост в реальном выражении составит от 3,8 до 4,2% ежегодно, что в целом соответствует потенциалу экономики страны (см. рис. 1). Драйверами роста, скорее всего, станут сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, строительство и добывающие отрасли (с 2025 года).
В текущем году монетарная политика остается относительно жесткой, а потребительская инфляция замедляется постепенно, что будет наблюдаться и в следующем году, учитывая затяжную фазу преодоления последствий инфляционных шоков предыдущих лет. С 2026 года, как полагает АКРА, монетарные условия приблизятся к нейтральным при отсутствии новых шоков для экономики. В том числе поэтому основными инвестиционными источниками для компаний останутся прямые иностранные инвестиции и собственные средства. Первый вариант будет актуален для секторов, связанных с внешними источниками финансирования (преимущественно это добыча), второй — для отраслей, использующих в основном внутренние финансовые источники.
внешние счета и валютный курс
Внешняя торговля испытывает давление из-за осложнений в добывающих секторах. В 2024 году сдерживающее влияние на текущий счет платежного баланса оказывает динамика сырьевых отраслей. Однако по мере расширения добычи с 2025 года товарный экспорт частично восстановит позиции (см. рис. 5).
Товарный импорт на горизонте прогноза также отчасти восстановится, но тренд будет сдержанным, учитывая умеренный совокупный рост потребительского и инвестиционного спроса, а также относительно крепкий тенге. Чистый экспорт при этом останется в зоне умеренно положительных значений, в том числе на фоне усиления торговли с Китаем.
С точки зрения международных услуг позиции Казахстана становятся все более сбалансированными: если с 2001 по 2010 год среднее отрицательное сальдо в данном сегменте составило -6,7% ВВП, с 2011 по 2020 год было равно -2,8% ВВП, то в 2024 году, как полагает Агентство, оно выйдет на уровень -1%. В течение прогнозного периода эта тенденция, скорее всего, сохранится, чему будет способствовать увеличение объема предоставляемых услуг (особенно в транспортном секторе и туризме) и импорта услуг (с учетом роста благосостояния населения в долларовом выражении).
Важным фактором для внешних счетов страны остаются выплаты по первичным доходам нерезидентов в нетто-выражении: с 2022 по 2023 год они суммарно составили 51,5 млрд долл. США, или 10–11% ВВП ежегодно, почти полностью перекрыв 55 млрд долл. США совокупного чистого торгового баланса за 2022–2023 годы [1]. Это говорит о том, что экономика Казахстана не преобразует в полной мере финансирование, ранее привлеченное преимущественно за счет прямых иностранных инвестиций, в получение внешних активов. Данная тенденция объясняет отрицательное сальдо текущего счета платежного баланса в 2024 году, а также не потеряет актуальности в 2025–2027 годах, по мнению АКРА. При этом к концу прогнозного периода отрицательное сальдо текущего счета уменьшится с -3,3% ВВП в 2023-м до -1,5% — в 2027 году.
С учетом описанных факторов Агентство не видит предпосылок для серьезного давления на национальную валюту на горизонте прогноза, хотя допускает вероятность незначительного удешевления тенге из-за коррекции валютного курса, в свою очередь связанной с долгим периодом повышенной инфляции и снижения процентной премии в тенге.
4 Разница между товарным экспортом и товарным импортом.
монетарная политика и инфляция
Инфляция постепенно стабилизируется. Стабилизация инфляционных ожиданий, продолжительные и весьма жесткие монетарные условия, стабилизировавшаяся международная продовольственная инфляция и относительно стабильный курс тенге (см. рис. 6) способствуют замедлению инфляции в Казахстане. Однако снижение темпов роста цен идет довольно медленно, что связано с затяжными эффектами монетарной политики, а также с активной бюджетной политикой в части увеличения социальных расходов и бюджетного зарплатного фонда. В 2023 году номинальные денежные доходы выросли на 15,8% в годовом сопоставлении, а номинальная средняя заработная плата — на 17,6%; в 2024 году эти тенденции сохраняются, хотя и проявляются в меньшей степени5. Реальные денежные доходы населения в прошлом году увеличились на 1,1%, а реальный рост средней зарплаты составил 2,7%, что оказывает поддержку внутреннему спросу. Кроме того, сдерживающими факторами для замедления инфляции выступают повышение ряда тарифов ЖКХ и акцизов на табачные изделия, а также краткосрочные эпизоды ослабления тенге в летний период.
По оценкам Агентства, на конец 2024 года ИПЦ составит 7,5%, что выводит среднегодовую потребительскую инфляцию на отметку 8,5%. Следовательно, 5%-ная цель регулятора по инфляции на конец текущего года будет превышена на 2,5 п. п. В случае отсутствия новых серьезных шоков экономика сможет приблизиться к достижению указанного целевого уровня в конце 2025 года.
Наиболее ощутимый вклад в инфляционную динамику сейчас вносят цены на услуги — единственный сегмент, где по-прежнему наблюдается двузначная инфляция в годовом выражении. Это стало следствием процесса подстройки внутренних издержек в экономике к итогам реализации импортированной инфляции предыдущих лет (см. рис. 2 и 4).
Следующий год может стать последним годом повышенной инфляции в этом цикле (с начала 2022-го). АКРА полагает, что в 2026 и 2027 годах инфляция приблизится к цели регулятора, если не будет новых инфляционных шоков — импортируемых, либо связанных с очередным фискальным расширением.
Достижение целевого инфляционного уровня подразумевает как сохранение текущих монетарных условий6, так и наличие положительных процентных ставок в реальном выражении.
АКРА не ожидает существенных или частых валютных интервенций со стороны регулятора, поскольку в текущих условиях нет предпосылок к отхождению от принципов валютного режима. При отсутствии внешних валютных шоков регулятор будет придерживаться данного подхода на протяжении всего горизонта прогноза.
Монетарная политика останется жесткой минимум до середины 2025 года. На фоне замедления инфляционной динамики НБРК четыре раза понижал базовую ставку в этом году, суммарно снизив ее на 1,5 п. п. До конца календарного года у регулятора есть потенциал дальнейшей незначительной коррекции ставки (вероятно, на 0,25–0,5 п. п.). Учитывая ожидаемую стабилизацию инфляции около целевого уровня с 2026 года, в дальнейшем монетарная политика, скорее всего, будет нейтральной при условии отсутствия в экономике новых серьезных шоков.
5 В период с января по июль 2024-го номинальные доходы населения выросли на 10,5% год к году, а реальные — на 1,7%.
6 Медленное понижение базовой ставки Национальным банком Республики Казахстан (НБРК) с сохранением коридора ставок.
бюджетная политика и госдолг
Прогнозируется стабилизация дефицита госбюджета в 2026–2027 годах. На начало сентября расходная часть бюджета была исполнена на 60% относительно годового плана, а доходная — на 63%. Принимая во внимание фактический уровень статей, реализованных по доходам и расходам, а также предполагаемый остаток трансфертной части поступлений, в текущем году можно ожидать дефицит в размере порядка 3,9–4 трлн тенге, или около 2,9–3% прогнозного ВВП.
В дальнейшем умеренная экономическая активность и бюджетные программы правительства будут обуславливать незначительное увеличение дефицита в 2025-м и его ослабление в период с 2026 по 2027 год (см. рис. 3).
За восемь месяцев 2024 года в бюджет Казахстана поступила большая часть трансферта из Национального фонда Республики Казахстан (НФРК)7 — 3,45 трлн тенге из заявленных на год 3,6 трлн тенге. Следовательно, этот вид поступлений уже почти полностью исчерпан.
В 2025 году ожидается сочетание гарантированного и целевого трансфертов в бюджет на общую сумму 5,25 трлн тенге, а в 2026 и 2027 годах ежегодно будет использовано лишь по 2 трлн тенге гарантированной части трансфертов.
Как отмечает Агентство, с 2020 года наблюдается более частое использование трансфертной части в рамках поступлений в госбюджет, что противоречит прежним заявлениям о бюджетной консолидации и сокращении объема этого типа трансфертов.
Отдельно отметим, что в 2023 и 2024 годах средства НФРК направлялись на выкуп акций госкомпаний в портфель фонда в бюджетных целях. Так, в конце 2023 года было выкуплено 20% акций АО НК «КазМунайГаз» на сумму 1,3 трлн тенге, а в середине 2024-го — 12% акций АО «НАК «Казатомпром» на 467 млрд тенге. Эти транши пополняют бюджет страны, но не фиксируются статистически как использование суверенных резервов.
Агентство не ожидает заметного увеличения госдолга Казахстана, учитывая прогнозируемый динамичный рост номинального ВВП с 2024 по 2027 год и более умеренный ожидаемый дефицит бюджета в 2026 и 2027 годах. По оценкам АКРА, в течение прогнозного периода государственный долг будет составлять от 26,5 до 28,5% ВВП страны.
7 НФРК — суверенный фонд, созданный с целью накопления финансовых средств для будущих поколений (сберегательная функция) и снижения зависимости национальной экономики и бюджетов всех уровней от воздействия неблагоприятных факторов внешнеэкономического характера (стабилизационная функция). Источниками доходов фонда являются поступления прямых налогов, уплачиваемых компаниями нефтяного сектора, доходы от доли государства по договорам о разделе продукции с иностранными компаниями, другие поступления от приватизации и продажи земельных участков, а также инвестиционный доход самого фонда.
НФРК производит ежегодные трансферты в госбюджет Казахстана, которые могут иметь форму гарантированного трансферта, ежегодно поступающего в бюджет на гарантированной основе, либо целевого трансферта, который поступает в бюджет с учетом конкретных целей экономической политики.
РИСКИ для реализации ПРОГНОЗНОГО СЦЕНАРИЯ
В 2023 году и первой половине 2024 года в экономике Казахстана реализовались такие структурные риски, как стагнация в добывающих отраслях, фискальное расширение вместо заявленной ранее консолидации, импорт инфляции и последовавшая за этим подстройка инфляции услуг.
На горизонте прогноза до 2027 года АКРА выделяет четыре основных риска с точки зрения перспектив реализации прогнозного сценария.
1. Возможное осложнение ситуации с расширением добычи сырья и усложнение экспортно-торговых путей. Для Казахстана базовым коридором транспортировки нефти из Каспийского региона остается маршрут через Новороссийский морской торговый порт. Если с данным коридором в краткосрочной перспективе возникнут логистические сложности, то заменить канал выхода на международные рынки с соразмерными объемами не представляется возможным. Такая ситуация привела бы к ослаблению текущего счета и усилению давления на тенге, став сдерживающим фактором для роста экономики страны. Кроме того, ценовая динамика на базовое экспортное сырье Казахстана относительно слабая с трендом на некоторое дальнейшее снижение, хотя и без повышенной волатильности. Наряду с задержками планового расширения добычи на месторождении Тенгиз это обуславливает слабую динамику в добывающей промышленности (по итогам первой половины 2024 года рост в реальном выражении составил 0,3% год к году).
2. Слабая бюджетная дисциплина с точки зрения нацеленности на консолидацию бюджетной политики в средне- и долгосрочной перспективе. Рост расходной части бюджета по итогам 2022 и 2023 годов на 20 и 24% соответственно, сопоставимый с кризисным 2020 годом, уже сказался на инфляционных ожиданиях и увеличил временной лаг в проявлении эффектов, влияющих на ценовое поведение в экономике. В 2025 году этот сценарий может повториться с учетом планового роста расходных статей на 15%, что дает основания ожидать в дальнейшем отступление от принципов консолидации бюджетной политики. Продолжительное наращивание расходной части бюджета в диапазоне двузначных показателей может усилить указанные тенденции и зафиксировать их на продолжительный период времени.
3. Вероятность вторичных экономических санкций на отраслевом уровне — третий по очередности и вероятности реализации фактор риска, способный негативно отразиться на инфраструктуре финансового сектора, подорвать инвестиционную привлекательность страны, а также отрицательно сказаться на растущих возможностях обрабатывающей промышленности Казахстана и объемах внешней торговли.
4. Потенциал ослабления российской валюты, который несет в себе риск увеличения товарного импорта при одновременном сокращении экспорта в Россию. Этот риск может создать еще большее давление на торговый баланс Казахстана и усилить отрицательное сальдо текущего счета. Такая ситуация возможна в случае как относительно более стабильного курса тенге, так и более выраженного удешевления рубля относительно базовых валют, что приведет к определенному валютному давлению на кросс-курс тенге через усиление дисбаланса текущего счета.
Вероятность реализации указанных рисков по отдельности нельзя назвать высокой, но они будут актуальны в течение всего прогнозного периода, а их совокупность в случае совместной реализации может стать источником существенных негативных последствий для экономики Казахстана на горизонте прогноза.
Рисунок 1. Поддержку росту ВВП в 2024 году оказывают строительство и сельское хозяйство
Примечание: П — прогнозный показатель.
Источник: БНС АСПР РК, расчеты АКРА
Рисунок 2. В 2024 году драйвером инфляции выступает динамика цен на услуги
Примечание: КЭИ — краткосрочный экономический индикатор, составляющий около 60% ВВП.
Источник: НБРК, БНС АСПР РК, расчеты АКРА
Рисунок 3. Зависимость бюджета от трансфертов из НФРК
Источник: МФРК, расчеты АКРА
Рисунок 4. Индексы цен на товары и услуги (декабрь 2021 года = 100)
Источник: БНС АСПР РК, расчеты АКРА
Рисунок 5. Текущий счет
Примечание: П — прогнозный показатель.
Источник: НБРК, расчеты АКРА
Рисунок 6. Волатильность курса тенге8
8 Тридцатидневная волатильность рассчитана на базе стандартного отклонения за месячный период, процентное изменение курса — на базе первой разницы логарифмов.
Источник: НБРК, расчеты АКРА