Категория

Регионы и страны

Тип

Аналитический комментарий

Анализ1 исполнения неконсолидированных бюджетов субъектами Российской Федерации

Совокупные доходы российских регионов (неконсолидированные бюджеты) по итогам 2024 года составили 21,7 трлн руб., что на 9% превышает показатель за 2023 год (20,0 трлн руб.). При этом налоговые и неналоговые доходы (ННД) увеличились на 13% (+2,1 трлн руб.) и достигли 17,7 трлн руб. В основном этому способствовал рост поступлений по НДФЛ в годовом сопоставлении на 26% (+1,3 трлн руб.). Заметный прирост также показали налоги на совокупный доход (на 39%, или 0,3 трлн руб.) и процентные доходы от размещения временно свободных бюджетных средств (увеличились почти вдвое, или на 0,3 трлн руб.). Сопоставимая динамика наблюдалась по налогам на товары и услуги, а также по налогам на имущество; поступления по указанным налогам выросли на 9%. При этом поступления по налогу на прибыль по результатам прошлого года сократились на 4% (-0,2 трлн руб.) к показателю за 2023 год, когда прирост в годовом сопоставлении составлял 28%.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета в 2024 году снизились на 8% (до 4,0 трлн руб.), что во многом было обусловлено сокращением дотаций на 14% год к году, а также уменьшением иных межбюджетных трансфертов почти в два раза. Вместе с тем на 11% вырос объем субсидий и на 8% — объем субвенций.


1 По данным Федерального казначейства.

Рисунок 1. Динамика основных видов доходов, млрд руб.




Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Рост бюджетных доходов был зафиксирован в 65 субъектах Российской Федерации. Наиболее существенно они выросли в Москве, где в номинальном выражении прирост составил почти 1 трлн руб. (+23%), что эквивалентно 55% от совокупного прироста доходов всех субъектов. Доходы бюджета заметно увеличились также в Санкт-Петербурге (+17%, или 200 млрд руб.), в Московской области (+13%, или 130 млрд руб.), в Республике Татарстан (+22%, или 107 млрд руб.), а также в Курской области (+48%, или 50 млрд руб.). В последнем случае рост доходной части бюджета произошел в основном благодаря более чем двукратному увеличению объема безвозмездных поступлений.

Сокращение доходной части затронуло бюджеты 24 субъектов, среди которых выделяются Кемеровская область (-16%, или 44 млрд руб.), Тюменская область (-8%, или 26 млрд руб.) и Республика Саха (Якутия) (-6%, или 21 млрд руб.). В этих субъектах наиболее значительно уменьшился объем ННД в номинальном выражении, что обусловлено сокращением поступлений по налогу на прибыль.

Особенностью 2024 года стал тот факт, что поступления по НДФЛ превысили поступления по налогу на прибыль, а разница между ними составила 11%: НДФЛ обеспечил 6,4 трлн руб. поступлений в региональные бюджеты, а налог на прибыль — 5,7 трлн руб. Схожая ситуация наблюдалась в 2020 году во время пандемии, когда годовые поступления по НДФЛ на 15% превысили отчисления по налогу на прибыль. В период с 2021 по 2023 год поступления по налогу на прибыль ежегодно превосходили поступления по НДФЛ.

По итогам 2024 года поступления по НДФЛ выросли во всех субъектах, а 40 из них показали прирост на четверть и более к показателю за 2023 год. Наиболее значительный рост в номинальном выражении продемонстрировали Москва (+452 млрд руб.), Санкт-Петербург (+121 млрд руб.), Московская область (+83 млрд руб.), Республика Татарстан (+37 млрд руб.) и Краснодарский край (+32 млрд руб.). Поступления по налогу на прибыль, в отличие от НДФЛ, в прошлом году снизились в 53 субъектах. Наиболее ощутимо в денежном выражении они сократились в Кемеровской области (-58 млрд руб.), в Тюменской области (-35 млрд руб.), в ХМАО (-33 млрд руб.), а также в Красноярском крае и Ростовской области (на 33 и 28 млрд руб. соответственно). При этом среди субъектов, где наблюдалось снижение поступлений по налогу на прибыль, в 34 регионах поступления по НДФЛ смогли компенсировать это падение, сформировав положительное сальдо приростов.

Рисунок 2. Динамика поступлений по налогу на прибыль и НДФЛ, млрд руб. *



* Без учета поступлений с территорий ДНР, ЛНР, а также Запорожской и Херсонской областей.
Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Расходы неконсолидированных региональных бюджетов по итогам 2024 года составили 22,1 трлн руб., что на 9% выше показателя за 2023 год (20,2 трлн руб.). Рост расходов наблюдался в 68 субъектах, а в 27 из них он превысил 10%. Наиболее заметный прирост бюджетных расходов в годовом сопоставлении показали Курская область (+35%), Оренбургская область (+30%), Вологодская область (+26%), Челябинская область (+24%) и Липецкая область (+23%). По увеличению расходов в номинальном выражении лидировали Москва (+793 млрд руб.), Санкт-Петербург (+226 млрд руб.) и Московская область (+69 млрд руб.). Среди 17 субъектов, где расходы по итогам 2024 года снизились, выделяются Еврейская автономная область (-15%), Севастополь (-13%), Республика Бурятия (-11%), Республика Крым (-7%) и Республика Адыгея (-7%). Среди лидеров сокращения расходов в номинальном выражении — Республика Крым (-22 млрд руб.), Республика Бурятия (-14 млрд руб.) и Севастополь (-11 млрд руб.).

Почти четверть совокупных расходов региональных бюджетов (23,5%) приходилась на Москву, расходы которой в 2024 году достигли 5,2 трлн руб. Годом ранее расходная часть столичного бюджета составляла 4,4 трлн руб. (порядка 21,8% от совокупного объема расходов). Без учета Москвы совокупные расходы региональных бюджетов в 2024-м составили 16,9 трлн руб., что на 7% превышает показатель, зафиксированный годом ранее.

Структура расходов практически не изменилась по сравнению с 2023 годом. Совокупные бюджеты сохранили социальную направленность. Примерно две трети расходов (62%) приходятся на три раздела: «Национальная экономика» (22%), «Образование» (20%) и «Социальная политика» (20%). Значительные доли в расходах также занимают «ЖКХ» (12%) и «Здравоохранение» (10%).

Рисунок 3. Расходы региональных бюджетов сохранили социальную направленность в 2024 году


Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Наиболее существенный прирост расходов в номинальном выражении к показателям 2023 года продемонстрировали «Образование» (+426 млрд руб.) и «ЖКХ» (+346 млрд руб.). В разделах «Здравоохранение» и «Социальная политика» расходы увеличились на 276 и 263 млрд руб. соответственно. При этом в разделах «Национальная оборона» и «Охрана окружающей среды» расходы сократились на 39 и 41 млрд руб. (по другим видам расходов снижения не наблюдалось). В разделах «Культура» (+31%) и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (+29%) отмечался наибольший прирост расходов в относительном выражении, однако доля этих разделов в совокупном объеме расходов региональных бюджетов невелика. «Образование» и «ЖКХ» показали увеличение расходов на 11 и 15% соответственно.

Структура бюджетных расходов не претерпела заметных изменений за 2024 год. Наиболее значительный прирост сформировался по таким видам расходов, как «Субсидии автономным, бюджетным и некоммерческим организациям» (рост на 23% год к году, или на 1,2 трлн руб.) и «Межбюджетные трансферты» (рост на 11%, или на 0,5 трлн руб.). Важно отметить, что более половины прироста (55%) субсидий автономным, бюджетным и некоммерческим организациям сформировала Москва; без учета столицы прирост этого вида расходов составил порядка 0,5 трлн руб. (+17%). При этом Москва практически не выплачивает межбюджетные трансферты, следовательно, прирост по этой статье полностью сформировался за счет иных регионов. Из всех видов расходов региональных бюджетов снизились только «Капитальные вложения в объекты государственной собственности» (-5%), «Закупка товаров, работ и услуг» (-4%), а также «Расходы на выплату персоналу» (-3%).

Рисунок 4. Структура расходов в 2024 году практически не изменилась по сравнению с предыдущим годом 



* АУ — автономные учреждения, БУ — бюджетные учреждения, НКО — некоммерческие организации.
Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА 

Учитывая продолжительный период высоких процентных ставок, расходы на обслуживание долга в 2024 году были выше, чем в 2023-м. Совокупный объем процентных расходов составил немногим менее 75,4 млрд руб., что на 16% превышает результат 2023 года (65,0 млрд руб.). Процентные расходы выросли в 65 субъектах, а в 23 из них рост оказался двукратным или более. Рекордсменом стала Мурманская область, где процентные расходы выросли более чем в 14 раз в связи с низкой базой: в 2023 году процентные расходы составляли 140,7 млн руб., а по итогам 2024 года — 2,0 млрд руб., что связано с привлечением регионом существенных объемов коммерческого долга (увеличение за год с 4,3 до 33,5 млрд руб.); по схожей причине в Архангельской области расходы увеличились более чем в семь раз, в Севастополе — в шесть (здесь процентные расходы, однако, остались на низком уровне). В рублевом выражении наибольший прирост расходов на обслуживание долга наблюдался в Архангельской области (+3,7 млрд руб.), а также в Новосибирской и Мурманской областях (на 2,9 и 1,9 млрд руб. соответственно). Снизить процентные расходы удалось 24 субъектам, а наиболее существенно — Московской области (-2,2 млрд руб.), Санкт-Петербургу (-1,2 млрд руб.) и Красноярскому краю (-0,7 млрд руб.).

Рисунок 5. Процентные расходы увеличились в большинстве субъектов, млн руб.



Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Динамика совокупных доходов и расходов неконсолидированных региональных бюджетов привела к формированию в 2024 году совокупного бюджетного дефицита в 421,2 млрд руб., что на 76% превышает показатель 2023 года (239,4 млрд руб.). При этом дефицит бюджета Москвы по итогам 2023-го был равен примерно 189,6 млрд руб. (практически 80% совокупного дефицита региональных бюджетов), а в 2024 году составил 22,9 млрд руб., или около 5% от совокупного дефицита. Более половины субъектов (50 регионов) завершили прошлый год с бюджетным дефицитом, а его совокупный показатель достиг 683,5 млрд руб. Наиболее значительным дефицит оказался в Кемеровской области (70,6 млрд руб.), в Санкт-Петербурге (52,7 млрд руб.), в Челябинской области (48,1 млрд руб.), а также в Нижегородской и Мурманской областях (45,7 и 33,0 млрд руб. соответственно).

Совокупный профицит регионов, завершивших 2024 год «в плюсе», составил 262,3 млрд руб., а в число лидеров по этому показателю вошли Московская область (72 млрд руб.), ДНР (22,5 млрд руб.), Республика Татарстан (16,0 млрд руб.), Ленинградская область (15,1 млрд руб.) и Пермский край (13,7 млрд руб.).

Рисунок 6. Динамика доходов и расходов региональных бюджетов по итогам 2024 года, млрд руб. *

* Показатели Москвы выходят за пределы шкалы, указанной на графике.
Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Приложение. Топ-5 регионов по динамике основных бюджетных показателей

* Для отдельных показателей приведен абсолютный размер, а не динамика.
Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Светлана Паничева
Руководитель службы внешних коммуникаций
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.