Категория

Нефинансовая отчетность

Тип

Исследование

НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА ЗА 2024 ГОД: НА ПОРОГЕ ПЕРЕМЕН

  • Согласно данным опроса, проведенного АКРА и Комитетом по интегрированной отчетности в период с мая по июнь 2025 года, подавляющее большинство компаний, предоставивших анкеты, планируют опираться на несколько стандартов при подготовке нефинансовой отчетности. Среди международных стандартов традиционно лидируют Global Reporting Initiative (GRI) и группа взаимосвязанных стандартов (ISSB, TCFD и SASB), среди национальных — «Рекомендации по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ», разработанные Банком России (далее — Рекомендации Банка России), а также проект Стандарта отчетности об устойчивом развитии, подготовленный Минэкономразвития России (в том числе с учетом показателей отчетности об устойчивом развитии — Приложение 1; далее — Проект Стандарта (включая Приложение 1)).

  • 46% участников опроса (55 компаний) выбрали формат отдельного отчета об устойчивом развитии в качестве базовой формы раскрытия отчетности за 2024 год. Формат годового или интегрированного отчета с разделом об устойчивом развитии выбрали 37% опрошенных (44 компании).

  • 44% респондентов (53 компании1) не планируют подготовку ESG-databook в 2025 году, 36% опрошенных (43 компании) планируют опубликовать его в этом году и лишь 8% (девять компаний) опубликовали ESG-databook на момент прохождения опроса.

  • 38% участников опроса (45 компаний) считают для себя невозможной публикацию части ESG-данных на ежеквартальной основе, 34% респондентов (41 компания) не исключают возможности публикации ESG-данных позднее, а 8% (десять компаний), скорее всего, опубликуют их в 2025 году.

  • Лишь 8% опрошенных (десять компаний) систематически собирают и анализируют данные об основных пользователях выпущенных ими отчетов об устойчивом развитии и/или соответствующих разделов годовых отчетов.

  • 5 из 50 наиболее крупных по объемам выручки за 2024 год компаний (70%) опубликовали отчеты об устойчивом развитии либо годовые отчеты с соответствующими разделами (данные по состоянию на 11.08.2025); шесть компаний (12%) планируют выпустить нефинансовую отчетность в 2025 году.

  • Ключевые тенденции последних полутора лет в мировой повестке ESG-отчетности — переход от ранее анонсированных принципов обязательности такой отчетности к более мягким формам регулирования, а также отмена и упрощение отчетности для отдельных сегментов рынка в ряде юрисдикций.

  • В Китае при этом система регулирования ESG-отчетности не находится в русле «упрощения»: здесь регуляторы последовательно внедряют обязательную нефинансовую отчетность для части компаний фондового рынка, делая отсылку на международные стандарты.


1 В рамках данного раунда для вопросов 1, 6, 7 и 8 процент ответов считался от общего числа присланных анкет (120), для вопросов 2–5 процент считался от числа планирующих опубликовать нефинансовую отчетность за 2024 год; см. соответствующие пояснения по тексту.

Результаты Четвертого раунда опроса: Время для перемен пришло


Первый раунд опроса: с октября по ноябрь 2023 года.
Второй раунд опроса: с апреля по июнь 2024 года.
Третий раунд опроса: с сентября по ноябрь 2024 года. 
Четвертый раунд опроса: с мая по июнь 2025 года. 

АКРА и Комитет по интегрированной отчетности подготовили четвертое совместное исследование по результатам опроса клиентов и контрагентов Агентства, а также участников Комитета по интегрированной отчетности относительно подходов респондентов к подготовке нефинансовой отчетности за 2024 год (выпускаемой в 2025 году). Данный раунд опроса был проведен при поддержке ПАО Московская Биржа и Ассоциации банков России. Содействие также оказали ESG Альянс, Российский союз промышленников и предпринимателей, консалтинговая компания Strategy Partners. Авторы выражают признательность указанным организациям за помощь в проведении опроса.

Данный раунд опроса проводился с мая по июнь 2025 года; респондентам были заданы вопросы, касающиеся результатов и ожиданий от публикации нефинансовой отчетности за 2024 год, намерений использовать в ходе ее подготовки международные стандарты и национальные рекомендации, а также аспектов проведения внешней верификации отчетности и сроков ее выпуска. Первые пять вопросов остаются неизменными в каждом раунде опроса (см. Приложение 1). В рамках данного раунда были добавлены вопросы, которые касаются планов компаний относительно подготовки и публикации ESG-databook за 2024 год, возможности расчета и публикации части ESG-данных на ежеквартальной основе, а также наличия у компаний данных об основных пользователях выпущенных ими отчетов.

Второй раунд опроса (весна 2024 года) касался нефинансовой отчетности за 2023 год2, третий раунд (осень 2024 года) — нефинансовой отчетности за 2024 год3. Текущий раунд опроса отличается от предыдущего тем, что предполагает большую уверенность участников в отношении используемых стандартов, поскольку на момент проведения опроса отчеты либо уже выпущены, либо находятся в высокой стадии готовности.

Во втором раунде опроса участвовали 80 компаний, в третьем — 109. В рамках настоящего раунда было опрошено 120 компаний. Более половины компаний, принявших участие и во втором, и в третьем раундах, приняли участие в четвертом раунде опроса. Авторы исследования стремятся опрашивать одни и те же компании в ходе каждого последующего раунда, но не могут гарантировать идентичность выборки.


2 См. исследование АКРА «Нефинансовая отчетность: эпизод 2 — атака стандартов» от 03.07.2024.
См. исследование АКРА «Нефинансовая отчетность: эпизод 3 — месть стандартов» от 28.11.2024.


Рисунок 1. Планы компаний относительно подготовки и публикации нефинансовой отчетности за 2024 год; число компаний, давших указанный ответ




Источник: расчеты АКРА и Комитета по интегрированной отчетности (по данным опроса компаний)

85% респондентов планируют опубликовать или уже опубликовали нефинансовую отчетность за 2024 год.

85% респондентов (102 компании из 120) уже опубликовали или планируют опубликовать нефинансовую отчетность за 2024 год (см. рис. 1) в каком-либо виде на момент заполнения анкеты, что на 2 п. п. выше результата третьего раунда опроса (был проведен осенью 2024 года и касался планов на 2025 год), но на 4 п. п. меньше показателя по итогам второго раунда (опрос был проведен весной и летом того же года и касался планов на 2024 год). 15% респондентов (18 компаний), отрицательно ответивших на вопрос о планах подготовки нефинансовой отчетности, в большинстве случаев относятся к финансовому сектору.

В рамках данного раунда респондентам было предложено также указать форматы выпускаемой отчетности. 46% опрошенных (55 компаний) выбрали формат отдельного отчета об устойчивом развитии; формат годового или интегрированного отчета с разделом об устойчивом развитии выбрали 37% опрошенных (44 компании). Большая популярность отдельного отчета об устойчивом развитии подтверждается и статистикой по форматам уже выпущенной отчетности (см. стр. 15): 56% компаний выборки (89 из 160) использовали отчет об устойчивом развитии в качестве основной формы раскрытия информации; формат годового отчета выбрали 33% компаний (53). В то же время, как отмечают авторы исследования, практически все рекомендации и проекты документов, выпущенные в первой половине 2025 года, косвенно или прямо указывают на приоритет интегрированных отчетов (см. стр. 12–14).

Рисунок 2. Международные стандарты, на которые планируют опираться компании при подготовке нефинансовой отчетности по итогам 2024 года; число компаний, указавших стандарт

Источник: расчеты АКРА и Комитета по интегрированной отчетности (по данным опроса компаний)

Тройка лидеров международных стандартов по-прежнему остается неизменной — GRI, SASB и TCFD.

Как и по результатам предыдущих двух раундов опроса, практически все респонденты, которые планируют подготовку и публикацию нефинансовой отчетности в 2025 году, будут опираться сразу на несколько международных стандартов и российских рекомендаций (см. рис. 2–3). Компании могли выбрать несколько стандартов.

Тройка лидеров международных стандартов остается неизменной — GRI, SASB и TCFD: 86% компаний (88 из 102), планирующих опубликовать нефинансовую отчетность за 2024 год, указали GRI в качестве стандарта, на который они намерены ориентироваться (во втором раунде опроса — 94%, в третьем — 81%). 50% (51 компания) планирует также использовать стандарты SASB, а 34% (35 компаний) — стандарт TCFD (61 и 49% соответственно во втором квартале 2024 года, 48 и 36% соответственно в период с сентября по ноябрь 2024 года).

В сравнении с результатами двух предыдущих раундов опроса в этом раунде незначительно увеличилось число компаний, планирующих использовать при подготовке отчетности стандарты IFRS (S1 и S2): 25% респондентов (25 компаний), которые планируют готовить отчетность, против 15 и 20% по результатам второго и третьего раундов опроса соответственно. При интерпретации ответов на данный вопрос важно учитывать, что стандарты SASB и TCFD фактически стали основой для пула стандартов IFRS, на практике разделение между ними условное.

По сравнению с результатами третьего раунда опроса в этом раунде на 6 п. п. выросло количество компаний, планирующих использовать стандарт TNFD (8%, восемь компаний) и на 2 п. п. стало больше компаний, которые не планируют использовать международные стандарты (12%, 12 компаний). 14% (14 компаний) используют в отчетности, помимо приведенных на рис. 2 стандартов, прочие международные стандарты. Например, стандарт по взаимодействию с заинтересованными сторонами (AA1000 Stakeholder Engagement Standard)4, The GHG Protocol Corporate Standard5, IPECA Guidance6 и другие.


4 AA1000 Stakeholder Engagement Standard (2015). URL: https://cdn.prod.website-files.com/66c88eda3115d0e65f9857df/66ecb9d185acd10dc5c276a7_AA1000-AccountA....
5 Корпоративный стандарт Протокола по выбросам парниковых газов. URL: https://ghgprotocol.org/standards-guidance.
6 Руководство Международной ассоциации представителей нефтяной промышленности по охране окружающей среды.
URL: https://www.ipieca.org/resources/sustainability-reporting-guidance.

Рисунок 3. Национальные рекомендации, на которые планируют опираться компании при подготовке нефинансовой отчетности по итогам 2024 года; число компаний, указавших рекомендации

Источник: расчеты АКРА и Комитета по интегрированной отчетности (по данным опроса компаний)

Наиболее популярными национальными документами в рамках данного раунда опроса стали Рекомендации Банка России и Проект Стандарта (включая Приложение 1).

Согласно результатам последних четырех раундов опроса, наиболее популярными среди национальных документов остаются Рекомендации Банка России7 и Минэкономразвития России8.

В рамках четвертого раунда опроса наибольшей популярностью у респондентов пользовались Рекомендации Банка России и Проект Стандарта (включая Приложение 1) — каждый из документов выбрали 69% респондентов (по 70 компаний). Проект Стандарта (включая Приложение 2)9намерены применять 59% (60 компаний).

Снизилась доля компаний, которые при подготовке нефинансовой отчетности за 2024 год хотели бы использовать «Базовые индикаторы результативности РСПП»10 — 28% опрошенных (29 компаний) против 39% во втором раунде опроса и 31% — в третьем. 29% участников опроса (30 компаний) планируют опираться на «Рекомендации по раскрытию финансовыми организациями информации в области устойчивого развития»11.

В качестве ориентира при составлении нефинансовой отчетности за 2024 год 23% респондентов (23 компании) указали «Рекомендации по разработке методологии и присвоению ESG-рейтингов (рейтингов устойчивого развития)», также разработанные Банком России. В рамках второго и третьего раундов опроса этот документ выбрали по 27% респондентов. Стандарт социального капитала бизнеса (в ходе четвертого раунда опроса использовалась эта формулировка), или Стандарт Агентства стратегических инициатив12, выбрали 8% респондентов (восемь компаний). 24% опрошенных (24 компании) ориентировались не только на стандарты, перечисленные на рис. 3, но и на требования и рекомендации ПАО Московская Биржа13, методологии ведущих российских рейтинговых агентств и другие документы.


7 Информационное письмо Банка России № ИН-06-28/49 «О рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ». 12.07.2021 // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/StaticHtml/File/117620/20210712_in-06-28_49.pdf.
8 Полное название документа: «Методические рекомендации Министерства экономического развития Российской Федерации по подготовке отчетности об устойчивом развитии». 01.11.2023 // Минэкономразвития России.
URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/70c9039795779d4b5b55c3fb8066afd3/764_2023-11-01.pdf. В различных раундах опроса используются различные версии данного документа, доступные на момент проведения опроса. В рамках текущего раунда использовался «Проект Стандарта отчетности об устойчивом развитии (подготовленного Минэкономразвития России)».
9 Приложение 1 к Проекту Стандарта содержит набор показателей, представляющих собой наиболее часто используемые в нефинансовой отчетности метрики. Приложение 2 к Проекту Стандарта — набор показателей, отражающих вклад организации в реализацию национальных целей развития Российской Федерации.
10 «Базовые индикаторы результативности. Рекомендации по использованию в практике управления и корпоративной нефинансовой отчетности». 2008 // Российский союз промышленников и предпринимателей. URL: https://rspp.ru/12/7862.pdf.
11 Информационное письмо Банка России № ИН-02-28/44 «О рекомендациях по раскрытию финансовыми организациями информации в области устойчивого развития». 13.07.2023 // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/6233.
12 https://rspp.ru/upload/iblock/dee/ti4vhrn0w5yyfwun2ijg4c16mpnueat4/Sinitsyn_-SSKB-RSPP-17.11.pdf.
13 Требования и рекомендации ПАО Московская Биржа «Дополнительные правила, требования и рекомендации по раскрытию информации эмитентами, акции которых включены в Первый или Второй уровень», утвержденные Приказом ПАО Московская Биржа № МБ-П-2024-3132. 24.09.2024 // ПАО Московская Биржа. URL: https://fs.moex.com/files/17773/49725.

Рисунок 4. Планы компаний по проведению внешней верификации нефинансовой отчетности за 2024 год; % ответов от числа компаний, планирующих составлять отчетность в 2025 году

Источник: расчеты АКРА и Комитета по интегрированной отчетности (по данным опроса компаний)

По сравнению с результатами двух предыдущих раундов незначительно снизился процент компаний, готовых к проведению внешней верификации нефинансовой отчетности в 2025 году, что традиционно связано с расширением выборки: 62% респондентов (63 компании) против 64% по итогам третьего раунда опроса и 86% — по результатам второго. Из них 17% компаний намерены использовать две формы верификации одновременно: независимый аудит и общественное заверение (см. рис. 4). Анализ комментариев компаний, выбравших вариант ответа «Иное» (9%, девять компаний), свидетельствует о наличии перспектив внедрения практики внешней верификации нефинансовой отчетности в будущих отчетных периодах.

Рисунок 5. Сроки выпуска нефинансовой отчетности в 2025 году; % ответов от числа компаний, планирующих опубликовать отчетность в 2025-м


Источник: расчеты АКРА и Комитета по интегрированной отчетности (по данным опроса компаний)

По итогам трех раундов опроса прослеживается устойчивая тенденция: большинство компаний (26%, 27 компаний) планируют выпустить нефинансовую отчетность в июне или позднее летом: 16 и 11% в июле и августе соответственно. Системного смещения сроков раскрытия на более ранний период (ближе к датам выхода финансовой отчетности) не наблюдается, что может говорить о сохраняющихся внутренних барьерах для ускорения процесса подготовки нефинансовой отчетности. Всего в рамках данного раунда 55% респондентов ожидали (или осуществили) выпуск нефинансовой отчетности в первом полугодии; для сравнения, по результатам второго раунда опроса, проведенного с апреля по июнь 2024 года, о первом полугодии как о времени публикации нефинансовой отчетности заявляли 49% компаний. Подобную динамику показателей также можно объяснить изменениями в выборке. На момент проведения опроса 12% респондентов (12 компаний) не определились относительно времени раскрытия нефинансовой отчетности (см. рис. 5).

Рисунок 6. Планы компаний относительно подготовки и публикации ESG-databook за 2024 год; % компаний, давших указанный ответ

    

Источник: расчеты АКРА и Комитета по интегрированной отчетности (по данным опроса компаний)

Дополнительные вопросы, заданные респондентам в ходе четвертого раунда опроса, касались планов компаний относительно подготовки и публикации ESG-databook за 2024 год, возможности публикации компаниями части данных, представленных в ESG-databook на ежеквартальной основе, а также наличия у компаний информации об основных пользователях выпущенных ими отчетов об устойчивом развитии и/или соответствующих разделов годовых отчетов (см. рис. 6–8).

Как показали результаты опроса, 44% (53 компании из 120) пока не планируют подготовку ESG-databook в этом году, 36% (43 компании) запланировали такую публикацию в 2025-м и лишь 8% (девять компаний) уже опубликовали ESG-databook на момент проведения опроса (см. рис. 6). Компании, выбравшие вариант ответа «Иное» (12%, 15 компаний), либо ограничиваются подготовкой ESG-databook для внутреннего пользования без намерения раскрывать данный документ публично, либо не определились в отношении целесообразности его подготовки. Для сравнения, среди компаний, выпустивших нефинансовую отчетность за 2023 год, только 9% (15 компаний) дополнительно выпустили ESG-databook (см. стр. 15).

Авторы настоящего исследования отмечают, что с высокой долей вероятности число компаний, публикующих ESG-databook, в ближайшие годы будет расти. На это указывает ряд рекомендаций, выпущенных в первом полугодии, среди которых «Рекомендации национального альянса по вопросам устойчивого развития по подготовке корпоративной нефинансовой отчетности и раскрытию ESG-данных (2025)»14, опубликованные ESG Альянсом. Кроме того, речь идет о возможных изменениях Положения Банка России 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (см. стр. 13).


14  «Рекомендации национального альянса по вопросам устойчивого развития по подготовке корпоративной нефинансовой отчетности и раскрытию ESG-данных (2025). 11.03.2025 // ESG Альянс. URL: https://disk.yandex.ru/i/5X7SPdpw69NVfA.

Рисунок 7. Возможность расчета и публикации компаниями части ESG-данных, представленных в нефинансовой отчетности и/или в ESG-databook, на ежеквартальной основе; % компаний, давших указанный ответ


Источник: расчеты АКРА и Комитета по интегрированной отчетности (по данным опроса компаний)

Следующий вопрос анкеты, использовавшейся в ходе четвертого раунда опроса, касался возможности раскрытия части ESG-данных на ежеквартальной основе. Появление в анкете этого вопроса связано с несколькими системными проблемами нефинансовой отчетности, в том числе с поздними сроками ее выпуска, с отсутствием оперативных данных между отчетными датами, а также с отсутствием форматов, которые были бы удобны для инвесторов.

Опрос показал, что на середину 2025 года 38% респондентов (45 компаний из 120) не считают возможной ежеквартальную публикацию части ESG-данных, представленных в нефинансовой отчетности и/или в ESG-databook (см. рис. 7). При этом 34% опрошенных (41 компания) не исключают возможности публикации ESG-данных позднее, а 8% респондентов (десять компаний), скорее всего, опубликуют их уже в этом году. Вариант ответа «Иное», который выбрали 20% участников опроса (24 компании), предполагает широкий спектр позиций респондентов, отражающих не столько техническую невозможность ежеквартального раскрытия ESG-данных, сколько сомнения в целесообразности этого при нынешнем уровне развития практики публикации нефинансовой отчетности. В ряде случаев этот вопрос остается предметом внутренних дискуссий в компаниях.

Как следует из результатов опроса, на текущем этапе значительная часть респондентов не готовы к переходу на ежеквартальное раскрытие ESG-данных, хотя на российском рынке есть компании, внедрившие такую практику. В основном это эмитенты, которые входят в котировальные списки ПАО Московская Биржа первого и второго уровней.

Рисунок 8. Наличие у компаний данных об основных пользователях выпущенных ими отчетов об устойчивом развитии и/или соответствующих разделов годовых отчетов; % компаний, давших указанный ответ


Источник: расчеты АКРА и Комитета по интегрированной отчетности (по данным опроса компаний)

Как выяснили авторы настоящего исследования в ходе предыдущего раунда опроса, по мнению респондентов, планирующих выпускать нефинансовую отчетность за 2024 год, ее основными пользователями являются рейтинговые агентства и другие оценивающие организации (69% ответов), инвесторы и акционеры (49 и 39% соответственно)15. В рамках четвертого раунда было решено оценить, насколько системно компании собирают сведения о пользователях выпущенных ими отчетов об устойчивом развитии и/или соответствующих разделов годовых отчетов.

38% (46 компаний из 120) имеют выборочные данные и периодически их используют, 26% респондентов (31 компания) не располагают такой информацией, но планируют ее получать, а 18% опрошенных (21 компания) не имеют таких сведений и не планируют их получать.

Лишь десять компаний, или 8% респондентов, систематически собирают и анализируют данные о пользователях отчетов, что говорит о довольно раннем этапе развития практики взаимодействия с целевой аудиторией нефинансовой отчетности. Хотя осознание важности этого процесса постепенно формируется, пока системный анализ аудитории нефинансовых отчетов проводит меньшинство опрошенных компаний.


15 См. исследование АКРА «Нефинансовая отчетность: эпизод 3 — месть стандартов» от 28.11.2024.

регуляторные новшества: РОссийская практика

В марте ESG Альянс выпустил рекомендации по подготовке корпоративной отчетности об устойчивом развитии.

За период с января по июль текущего года произошел ряд существенных изменений, которые в будущем могут повлиять на национальные практики нефинансовой отчетности.

В марте ESG Альянс выпустил рекомендации по подготовке корпоративной отчетности об устойчивом развитии. В этом достаточно коротком документе изложены рекомендации компаниям — членам ESG Альянса в отношении подготовки нефинансовой отчетности: (1) включение в отчет минимального набора (пяти или шести) верхнеуровневых показателей операционной эффективности, увязанных с основными ESG-показателями и их динамикой; (2) публикация ESG-databook; (3) кастомизированный формат нефинансовой отчетности для каждой заинтересованной стороны; (4) оценка восприятия отчетности и получение обратной связи от ее пользователей. Авторы настоящего исследования отмечают, что указанный выше документ во многом задал тренд на ближайшие два года с точки зрения развития практик подготовки и публикации нефинансовой отчетности.

В июне на очередное обсуждение был представлен обновленный Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О Стандарте общественного капитала бизнеса», который объединил в себе два документа: Проект Постановления Правительства «О Стандарте отчетности об устойчивом развитии и требованиях к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса» и методологию Индекса общественного капитала бизнеса. Проанализировав документ в части, касающейся непосредственно отчетности, авторы настоящего исследования сделали ряд основных выводов, указанных ниже.

Ключевое отличие текущего документа от проекта Стандарта отчетности об устойчивом развитии заключается в том, что термин «устойчивое развитие» был заменен термином «общественный капитал бизнеса». АКРА и Комитет по интегрированной отчетности отмечают, что данный термин в нормативных документах вводится впервые. Согласно проекту, под ним подразумевается «вклад хозяйствующего субъекта в долгосрочное общественное благосостояние, социально-экономическое развитие и реализацию национальных целей Российской Федерации, сохраняя приверженность принципам, заложенным целями устойчивого развития». Если постановление будет утверждено в текущей редакции, то при отсылке на данный документ компании должны будут использовать наименование «отчетность в сфере общественного капитала бизнеса».

После утверждения данного документа подготовка отчетности в сфере общественного капитала будет носить добровольный характер, но если компания планирует проводить оценку соответствия деятельности инициатора целевым значениям показателей общественного капитала бизнеса, аудит этой отчетности станет обязательным (в общем случае аудит также остается добровольным). Кроме того, Агентство и Комитет по интегрированной отчетности отмечают, что предлагаемые к раскрытию показатели планируется увязать с финансовыми метриками. Это позволит интегрировать показатели в сфере общественного капитала в общую систему оценки эффективности бизнеса и обеспечить более комплексное понимание его социального и экономического воздействия. Также данные пункты проекта стандарта приближают отчетность к отчетности по МСФО.

Проект «Стандарта общественного капитала бизнеса» (как и предыдущие редакции) содержит перечень показателей, рекомендуемых к раскрытию и разделенных на два приложения к документу: «Перечень показателей Стандарта общественного капитала бизнеса» (Приложение 1) и «Перечень показателей Стандарта общественного капитала бизнеса, отражающих вклад организации в реализацию национальных целей развития Российской Федерации» (Приложение 2). АКРА отмечает, что в Приложении 1 сделаны масштабные уточнения формулировок и методик расчета, актуализированы ссылки на нормативные документы в части экологических и социальных показателей.

Список показателей Приложения 1 также несколько изменился: отдельные показатели, присутствовавшие в последней версии «Стандарта отчетности об устойчивом развитии», были исключены из перечня рекомендованных к раскрытию: например, объем собственного потребления воды; доля закупок вторичных материальных ресурсов в общем объеме закупок; количество социальных (в том числе благотворительных) программ, в которых участвует организация. При этом были добавлены новые метрики: общий объем забираемой воды; сертификация системы энергетического менеджмента; расходы на реинтеграцию (профессиональную реабилитацию) работников, получивших статус инвалидов; среднее число детей в возрасте до шести лет на одного сотрудника и др.

Наиболее масштабное изменение связано с появлением в документе нового блока, посвященного деловой репутации, в который включен только один показатель — наличие или отсутствие ЭКГ-рейтинга и его значение.

Приложение 2 также претерпело изменения: убрана излишняя детализация показателей и уменьшен акцент на социальной составляющей. Кроме того, были исключены отдельные социальные показатели, такие как расходы на капитальный ремонт школ, расходы на развитие внутреннего туризма и материальная помощь сотрудникам в сложных жизненных ситуациях.

АКРА отмечает, что перечень показателей в этих двух приложениях отличается от принятых международных стандартов — GRI, SASB, IFRS S1 и S2 — более существенным количеством дополнительных метрик, рекомендуемых к раскрытию. Это увеличит нагрузку при составлении отчетности, поскольку основным стандартом для компаний, как было указано выше, по-прежнему остается GRI.

В первом полугодии стало известно, что Банк России планирует определить для ряда эмитентов минимальный набор показателей устойчивого развития, который необходимо будет раскрывать в машиночитаемом формате XBRL в составе отчета эмитента за 12 месяцев.

В июле Банк России также выпустил доклад для общественных консультаций «Об оптимизации форм раскрытия периодической информации»16, в котором изложены основные проблемы современных практик отчетности эмитентов, а также предложены пути их решения. АКРА и Комитет по интегрированной отчетности частично затрагивали данные вопросы в ходе апрельского круглого стола «Будущее ESG-отчетности в России», организованного АКРА и ПАО Московская Биржа17. Банк России в своем докладе предлагает оптимизировать периодическую отчетность эмитентов для снижения издержек, повышения своевременности раскрытия информации и увеличения ее востребованности. Предлагается стандартизировать структуру и содержание годового отчета (включая обязательные разделы о корпоративном управлении и устойчивом развитии), дифференцировать требования в зависимости от публичного статуса компании, устранить дублирование информации и уточнить сроки раскрытия.

Важный аспект — это переход к автоматизированным и машиночитаемым форматам отчетности (например, XBRL), что ускорит обработку данных и повысит их ценность с точки зрения анализа показателей. Кроме того, предполагается усиление содержательной составляющей отчетов и переход от фрагментированного к интегрированному отчету, включающему нефинансовую информацию и стратегические планы компании, а не только финансовые показатели.

В целом, по мнению Агентства и Комитета по интегрированной отчетности, эти меры направлены на повышение информационной прозрачности, снижение затрат на подготовку отчетности и улучшение качества принятия решений всеми заинтересованными сторонами, а также на переход к формату интегрированной отчетности.

В середине июля Банк России представил Кодекс ответственного инвестирования18 для банков, страховщиков, управляющих компаний, НПФ и других институциональных инвесторов, размещающих средства в долевые инструменты. Указанный документ рекомендует им активнее вовлекаться в корпоративное управление акционерных обществ с целью повышения их долгосрочной стоимости и эффективности инвестиций. В частности, институциональные инвесторы должны обращать внимание на наличие у эмитентов стратегий повышения акционерной стоимости и стимулировать компании к разработке таких стратегий в случае их отсутствия. Организациям, придерживающимся указанного кодекса, необходимо будет ежегодно публично отчитываться о выполнении его принципов. Это может найти отражение в нефинансовой отчетности российских компаний в ближайшие годы и будет способствовать повышению прозрачности и ответственности финансового сектора. Кроме того, в данном документе в качестве приложения приведен Перечень показателей отчетности об устойчивом развитии.

Ключевым регуляторным драйвером, по мнению авторов, в текущем сезоне выпуска нефинансовой отчетности остаются правила листинга, установленные ПАО Московская Биржа. В 2024 году в них были внесены изменения, которые касаются наличия обязательной отчетности об устойчивом развитии у компаний, входящих в котировальные списки ПАО Московская Биржа первого и второго уровней. Данная мера привела к росту числа организаций, выпускающих нефинансовую отчетность в 2025 году.


16 https://www.cbr.ru/Content/Document/File/178676/Consultation_Paper_10072025.pdf.
17 https://www.acra-ratings.ru/company/news/1001646/.
18 Информационное письмо Банка России № ИН-02-28/90 «О Кодексе ответственного инвестирования». 07.07.2025 // Банк России. URL: https://cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/10048.

нефинансовая отчетность: факты и тренды последних полутора лет

АКРА и Комитет по интегрированной отчетности провели анализ фактически вышедшей отчетности с учетом накопленной информации о новых компаниях, выпустивших отчеты за последние полтора года. По сравнению с третьим раундом опроса, по результатам которого было опубликовано исследование «Нефинансовая отчетность: эпизод 3 — месть стандартов»19, количество анализируемых компаний, выпустивших публичную нефинансовую отчетность за 2023 год, выросло со 133 до 160 (в связи с выпуском отчетов после октября 2024-го)20. Использование расширенной базы обеспечивает более широкий охват и позволяет более полно отразить тенденции и сдвиги в подходах к раскрытию нефинансовой информации.

Согласно анализу обновленной выборки, более половины компаний (56%) выпустили нефинансовую отчетность за 2023 год в формате отчета об устойчивом развитии, 33% — в формате годового отчета, оставшиеся 11% компаний выбрали иной формат (ESG-презентации и др.; см. рис. 9).


19 См. исследование АКРА «Нефинансовая отчетность: эпизод 3 — месть стандартов» от 28.11.2024.
20 Данная база является индикативным набором отчетов, выпускаемых в России, и не претендует на абсолютную полноту.

9% (15 компаний выборки) в качестве приложения к нефинансовой отчетности также опубликовали количественные и качественные показатели деятельности в формате ESG-databook (как правило, в формате Excel; см. рис. 10).

Рисунок 11. Формат внешней верификации нефинансовой отчетности за 2023 год, % выборки 




Источник: расчеты АКРА
 

Более половины компаний выборки (65%) не проводили внешнюю верификацию своей нефинансовой отчетности за 2023 год ни в одном из принятых форматов. 16% компаний использовали в качестве внешней верификации аудит, 7% — общественное заверение, 12% компаний выбрали одновременно две формы верификации (см. рис. 11).
В рамках настоящего исследования авторы также проанализировали выпуск нефинансовой отчетности по итогам 2024 года21, который осуществили топ-50 компаний по объему выручки22 за прошлый год. 35 компаний из этой выборки (70%) опубликовали отчеты по состоянию на 11.08.2025, а шесть компаний (12%) планируют выпустить нефинансовую отчетность в 2025 году (см. рис. 12).


21 По состоянию на 11.08.2025.
22 Консолидированная выручка за 2024 год.

Рисунок 12. Выпуск нефинансовой отчетности по итогам 2024 года23, который осуществили топ-50 компаний по объему выручки за прошлый год; % данной выборки




23 По состоянию на 11.08.2025.
Источник: расчеты АКРА

Авторы исследования ожидают, что на фоне описанных выше тенденций большинство наиболее крупных компаний выпустят нефинансовую отчетность в той или иной форме к концу года. При этом доля компаний, которые входят в котировальные списки ПАО Московская Биржа первого и второго уровней и выпускают такую отчетность, приблизится к 100%.

МИР: OMNIBUS ЕДЕТ

Ключевой тенденцией последних полутора лет в мировой повестке ESG-отчетности стал отход от ранее анонсированных принципов обязательности такой отчетности к более мягким формам регулирования, а также отмена и упрощение отчетности для отдельных сегментов рынка в ряде юрисдикций.

Наиболее обсуждаемый сегодня пример смягчения корпоративного ESG-регулирования — это пакет поправок Европейской комиссии, который носит название Omnibus Simplification Package и был принят под влиянием давления со стороны европейского бизнеса и отдельных политических блоков внутри ЕС.

В Евросоюзе основным документом, касающимся вопросов нефинансовой отчетности, является Директива о корпоративной отчетности в области устойчивого развития (Corporate Sustainability Reporting Directive; CSRD), вступившая в силу в январе 2023 года. В исходной версии ее действие распространялось на компании со штатом не менее 250 сотрудников, оборотом от 50 млн евро или активами в размере 25 млн евро и выше. Предполагалось, что с 2026 года директива затронет субъекты малого и среднего предпринимательства, а также иностранные компании со значительным объемом бизнеса в ЕС. Даже на первом этапе под действие CSRD подпадали десятки тысяч компаний, в том числе непубличных.

Внедрение Omnibus Simplification Package, по разным оценкам, сократит охват отчитывающихся субъектов на 20% от их изначального числа. При этом предполагается повысить порог численности сотрудников отчитывающихся компаний до 1 тыс. человек, а также временно отказаться от отраслевых стандартов, сосредоточившись на принципах проверки достоверности. Кроме того, предлагается гармонизация с другими законодательным актами стран Евросоюза и международными стандартами, а также значительное сокращение числа раскрываемых показателей (приоритетными остаются количественные метрики).

Еще одним важным документом, на который повлиял Omnibus Simplification Package, стала Директива о должной осмотрительности в отношении корпоративной устойчивости (Corporate Sustainability Due Diligence Directive; CSDDD). Изначально она была рассчитана на крупные компании и холдинги и косвенно затрагивала бы всю их цепочку поставщиков, в том числе за пределами ЕС. Компании, подпадавшие под действие CSDDD, должны были бы проводить внутренний аудит своих подрядчиков и поставщиков услуг, тем самым распространяя практики устойчивого развития по всей цепочке создания добавленной стоимости. Omnibus Simplification Package сдвинул внедрение документа на более поздний срок (перенос на один год сроков внедрения на уровне законодательства стран — участниц ЕС и перенос на один год начала отчетности «первой волны» компаний (на 2027 и 2028 годы соответственно)), из области контроля были исключены субподрядчики, а проверки теперь будут проводить не ежегодно, а раз в пять лет.

Европейская служба банковского надзора (European Banking Authority; EBA) объявила о выпуске новых предлагаемых поправок к требованиям раскрытия информации в рамках третьего пакета для банковского сектора, включая упрощения и разъяснения относительно отчетности, связанной с ESG-рисками (особенно для малых и средних банков). EBA заявила, что ее новые предложения соответствуют инициативам Еврокомиссии по упрощению отчетности в области устойчивого развития, таким как Omnibus Simplification Package.

Подобные тенденции в регулировании нефинансовой отчетности наблюдаются и за пределами Евросоюза. В апреле канадский регулятор финансового рынка Canadian Securities Administrators сообщил, что берет паузу в разработке обязательных требований раскрытия ESG-информации, а также в разработке поправок к действующим правилам в области разнообразия и инклюзивности. Регулятор сообщил, что обновляет свой подход в целях поддержки канадских рынков и эмитентов с учетом необходимости их адаптации «к последним событиям в США и во всем мире»24.


24 https://www.securities-administrators.ca/news/csa-updates-market-on-approach-to-climate-related-and-diversity-related-disclosure-projects/.

Индийский регулятор рынка ценных бумаг Securities and Exchange Board of India (SEBI) весной 2025 года объявил о пересмотре требований к ESG-отчетности для публичных компаний, в особенности к раскрытию цепочек поставок (это неоднократно откладывалось из-за жалоб бизнеса на избыточную сложность). Изначально предполагалось, что 250 наиболее крупных публичных компаний Индии начнут предоставлять ESG-отчетность своих поставщиков уже с 2024–2025 финансового года. Сейчас регулятор предложил пошаговый и более гибкий подход, предусматривающий добровольное раскрытие данных по цепочкам поставок с 2025–2026 финансового года, а также отложил обязательную верификацию этих данных до 2026–2027 годов.

Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг Китая (China Securities Regulatory Commission; CSRC) запустила пилотный проект по применению базовых стандартов ESG-отчетности (Basic Standards for Corporate Sustainability Disclosure) для компаний, акции которых торгуются на внутреннем рынке
(А-shares) и входят в расчет индекса CSI 30025. Новые стандарты приближены к международным (в частности, к GRI и TCFD), но адаптированы с учетом национальных приоритетов; с 2026 года такая отчетность должна публиковаться ежегодно. Это говорит о том, что в Китае регулирование не находится в русле «упрощения»: здесь регуляторы последовательно внедряют обязательную нефинансовую отчетность для части компаний фондового рынка, делая отсылку на международные стандарты.

Существует альтернативная точка зрения на описанные выше процессы, согласно которой уход от массовых форматов обязательной отчетности связан не только со смягчением регуляторных требований, но и с невысоким уровнем культуры работы с ESG-данным и отчетностью в непубличных и небольших компаниях. Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development; OECD) в докладе «Инициативы по устойчивому развитию для ответственного ведения бизнеса» приходит к выводу, что компании по-разному адаптируются к нарастающему регуляторному давлению. В связи с этим у них возникают завышенные или противоречивые ожидания, а также не вполне четкое понимание сущности тех или иных инициатив и их роли в обеспечении должной осмотрительности.

Как отмечают авторы настоящего исследования, хотя планы по обязательной публикации нефинансовой отчетности в разных юрисдикциях меняются, другой ключевой тренд — переход на отчетность по МСФО — по-прежнему актуален. Так, во втором квартале 2025 года Международный совет по стандартам устойчивого развития (International Sustainability Standards Board; ISSB) предложил и частично утвердил изменения в стандарте IFRS S2, регулирующем раскрытие климатических рисков. Корректировки направлены на повышение гибкости и отраслевой применимости стандарта (особенно для финансового сектора). Среди ключевых изменений — возможность не раскрывать выбросы Scope 3 по некоторым категориям и использовать национальные методики оценки выбросов, а не только международные. Кроме того, ISSB представил обновленные руководства, синхронизированные с SASB, и выпустил рекомендации по раскрытию планов адаптации к климатическим изменениям.


25 В структуру данного индекса входят 300 наиболее крупных китайских компаний, акции которых торгуются на Шанхайской и Шэньчжэньской фондовых биржах.

приложение 1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА

В основе настоящего исследования лежит четвертый раунд опроса, который проводился АКРА и Комитетом по интегрированной отчетности среди клиентов и контрагентов Агентства и участников Комитета по интегрированной отчетности в период с мая по июнь 2025 года.

Представителям компаний было предложено ответить на восемь вопросов, а также была предоставлена возможность оставить комментарий при ответе на каждый из вопросов. Для вопросов 2 и 3 предусмотрена возможность выбрать более одного варианта ответа (см. перечень). Детальные интервью по итогам анкетирования не проводились. Перечень вопросов представлен ниже.

1.       Составляет и публикует ли (составила и опубликовала ли) ваша компания нефинансовую отчетность (отчет об устойчивом развитии, ESG-отчет, раздел об устойчивом развитии в составе годового отчета, интегрированный отчет) по итогам 2024 года (на момент заполнения анкеты, в поле комментарии просим указать форматы отчетности об устойчивом развитии за 2024 год)?

2.       На какие международные стандарты компания опирается при формировании нефинансовой отчетности по итогам 2024 года, если международные стандарты использовались (можно выбрать несколько вариантов ответа)?

3.       На какие национальные стандарты компания опирается при составлении нефинансовой отчетности по итогам 2024 года, если национальные стандарты использовались (можно выбрать несколько вариантов ответа)?

4.       Проводит ли компания внешнюю верификацию нефинансовой отчетности за 2024 год?

5.       Когда состоится (состоялось) раскрытие нефинансовой отчетности (отчета об устойчивом развитии, ESG-отчета, раздела об устойчивом развитии в составе годового отчета) по итогам 2024 года? Если вы не уверены в точном месяце раскрытия, можете указать последний месяц планируемого квартала или выбрать вариант «пока не знаем».

6.       Планирует ли ваша компания готовить и публиковать ESG-databook за 2024 год? Под ESG-databook понимается любой набор ESG-данных, составленный в структурированном и машиночитаемом виде, охватывающий все три ключевых направления (E, S и G).

7.       Считаете ли вы возможными расчет и публикацию какой-то части ESG-данных, представленных в отчетности вашей компании и/или в ESG-databook, на ежеквартальной основе (в какой-либо форме, в том числе в форме ежеквартальной отчетности, презентации, дэшборда, ESG-databook, сайта, пресс-релиза и др.)? В случае положительного ответа просим указать в комментариях примеры показателей, расчет и публикация которых возможна на ежеквартальной основе; в случае отрицательного ответа просим привести аргументы против ежеквартального расчета.

8.       Есть ли у вас данные о том, кто читает уже выпущенные вашей компанией отчеты об устойчивом развитии и/или соответствующие разделы годовых отчетов? В случае положительного ответа просим указать в комментариях, какими способами вы отслеживаете группы читателей (например, статистка сайта, комментарии, письма и др.), и указать эти группы.

В рамках опроса были получены анкеты от 120 компаний. АКРА и Комитет по интегрированной отчетности благодарят за содействие в проведении опроса ПАО Московская Биржа, Ассоциацию банков России, ESG Альянс, Российский союз промышленников и предпринимателей, консалтинговую компанию Strategy Partners, а также профессиональное сообщество в области устойчивого развития “Green Drinks” и телеграм-канал “ESG World”. Отраслевая структура компаний, принявших участие в опросе, представлена на рис. 13.

Рисунок 13. Отраслевая структура компаний, принявших участие в опросе 2025 год

Источник: расчеты АКРА и Комитета по интегрированной отчетности (по данным опроса компаний)

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Владимир Горчаков
Старший директор — руководитель группы оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 132
Александра Устимова
Старший аналитик, группа оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 159
Полина Загородних
Заместитель директора, группа оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 157
Светлана Паничева
Руководитель службы внешних коммуникаций
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.