Категория

Региональная экономика

Тип

Аналитический комментарий

Анализ1 исполнения неконсолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

Семь месяцев 2025 года показали, что расходы региональных бюджетов росли быстрее, чем доходы. Это, в свою очередь, привело к формированию промежуточного дефицита; до этого промежуточный дефицит на начало августа наблюдался в 2013 году. На этом фоне АКРА ожидает, что совокупный дефицит региональных бюджетов по итогам текущего года может превысить уровень 2024-го.

В этом году совокупный утвержденный дефицит бюджета российских регионов составляет 13% от ожидаемого по итогам года объема налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД), что в относительном выражении ниже уровня, запланированного на соответствующую дату прошлого года (15% ННД), но в абсолютных значениях эти величины сопоставимы. При этом на фоне ожидаемого снижения объема остатков на счетах региональных бюджетов регионы, вероятно, все больше будут ориентироваться на заемные средства в качестве источников финансирования дефицита бюджета.

Расходы региональных бюджетов по состоянию на 01.08.2025 увеличились на 13% относительно показателя за аналогичный период прошлого года и составили 9,5 трлн руб. Большую часть прироста обеспечили четыре раздела расходов, среди которых «Социальная политика», где прирост к показателю прошлого года составил 24%, или 478 млрд руб., на 15% увеличились расходы по разделам «Национальная экономика» (+228 млрд руб.) и «Здравоохранение» (+135 млрд руб.), по разделу «Образование» сформировался прирост в 9% (+207 млрд руб.). По всем прочим разделам расходы увеличились не столь значительно, а их совокупный прирост составил 3% (с учетом незначительных снижений по разделам «Охрана окружающей среды», «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Межбюджетные трансферты»).


1 Из анализа исключены данные Москвы, так как, по мнению АКРА, показатели ее бюджета ввиду значительного размера оказывают существенное влияние на совокупные показатели региональных бюджетов, что в некоторых случаях может исказить основные тенденции, наметившиеся в исполнении региональных бюджетов. Дополнительно были исключены данные по ДНР и ЛНР, а также по Запорожской и Херсонской областям по причине отсутствия ряда ретроспективных данных по этим субъектам в отдельные периоды.

Рисунок 1. Основной рост расходов пришелся на четыре раздела, млрд руб.


Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Увеличение расходов по итогам семи месяцев 2025 года наблюдалось в 74 субъектах Российской Федерации, при этом наиболее существенный прирост отмечался в Курской и Самарской областях (+151 и +33% соответственно), Еврейской автономной области (+32%), Республике Тыва (+30%) и в Московской области (+30%). Наиболее заметное снижение расходов за истекшую часть года произошло в Республике Крым (-18%), Новгородской и Кемеровской областях (-10 и -7% соответственно), Чеченской Республике (-5%), а также в Костромской области (-4%).

Доходы в рассматриваемых субъектах возросли на 4% в годовом выражении, их совокупный объем превысил 9,3 трлн руб. ННД в совокупности выросли на 6%, а основным источником прироста стали поступления по НДФЛ, которые увеличились на 14% год к году. Поступления по налогам на совокупный доход прибавили 11% к уровню 2024-го, а налоги на товары и услуги, а также поступления по налогам на имущество выросли на 7 и 6% соответственно. Поступления по налогу на прибыль снизились на 9% в сравнении с объемом на начало августа 2024 года. Незначительное снижение также отмечалось по безвозмездным поступлениям из вышестоящего бюджета (-2% год к году).

Рисунок 2. Динамика основных видов доходов, млрд руб.




Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Налог на прибыль и НДФЛ обеспечивают наиболее существенные по объему налоговые поступления для региональных бюджетов. По состоянию на 01.08.2025 НДФЛ сформировал 32% от полученных ННД, а налог на прибыль — 29%.

Поступления по налогу на прибыль по итогам семи месяцев 2025 года снизились второй год подряд. Годом ранее снижение составило 15% к показателю на 01.08.2023. В этом году налог на прибыль снизился в 55 субъектах, при этом в 19 регионах снижение произошло на четверть и более. В абсолютных цифрах больше всего к сопоставимому показателю 2024 года недобрали в Тюменской области (-30,0 млрд руб.), Ханты-Мансийском автономном округе (-17,2 млрд руб.), Ямало-Ненецком автономном округе (-17,0 млрд руб.), Иркутской и Челябинской областях (-16,3 и -16,2 млрд руб. соответственно). В относительном выражении наибольшее снижение наблюдалось в Республике Коми (-49%), Оренбургской области (-40%), Республиках Ингушетия и Карелия
(-37 и -35% соответственно), а также в Ненецком автономном округе (-32%). Прирост поступлений произошел в Забайкальском крае (+9,2 млрд руб.), Магаданской и Калининградской областях (+8,0 и +4,3 млрд руб. соответственно), Камчатском крае (+3,9 млрд руб.) и в Санкт-Петербурге (+3,6 млрд руб.).

Доходы региональных бюджетов от НДФЛ растут, но медленнее, чем в прошлом году: за семь месяцев 2025 года поступления на 14% превзошли аналогичную величину прошлого года, которая, в свою очередь, на 27% превышала показатель за семь месяцев 2023 года. Объемы поступлений по НДФЛ увеличились в 81 регионе, при этом в 11 из них прирост составил 25% и более. В абсолютном выражении наиболее существенный прирост отмечался в Московской области (+29,4 млрд руб.), Санкт-Петербурге (+29,1 млрд руб.), Свердловской области (+15,6 млрд руб.), Республике Татарстан (+13,2 млрд руб.) и в Краснодарском Крае (+9,2 млрд руб.). Снижение поступлений по НДФЛ отмечалось только в Иркутской области, Карачаево-Черкесской Республике и Орловской области, однако объемы снижения во всех этих субъектах незначительны.

Опережающие темпы роста расходов над доходной частью бюджетов стали причиной формирования совокупного промежуточного дефицита бюджета, который в целом не является характерным для этого периода года. Исторически май, июнь и июль субъекты исполняли с совокупным профицитом бюджета, однако в текущем году эти три месяца демонстрируют общую отрицательную величину. Дефицит за июнь у анализируемых субъектов последний раз наблюдался в 2020 году во время пандемии COVID-19, за июль же отрицательное сальдо совокупных доходов и расходов отмечалось в 2013 году. Дефицит по итогам мая не наблюдался как минимум с 2010 года.

Рисунок 3. Результаты исполнения бюджетов, сложившиеся на определенные даты, млрд руб.



Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Для большинства регионов характерно консервативное планирование дефицита бюджета внутри года, что приводит к существенному завышению совокупного прогнозного показателя. Так, по утвержденным показателям за семь месяцев 2020 и 2021 годов планировалось, что дефицит по итогам каждого указанного года составит 0,9 трлн руб. Начиная с 2022 года совокупная прогнозная величина дефицита существенно выросла, достигнув 1,3 трлн руб. На ту же дату в 2023–2024 годах планировали дефицит в размере 1,8 и 1,7 трлн руб. соответственно. Однако фактическое исполнение заметно отличалось в лучшую сторону. Так, анализируемые субъекты завершили 2020 год с дефицитом в размере 0,6 трлн руб., на что в первую очередь оказали ощутимое влияние коронавирусные ограничения и вынужденные простои в отдельных сферах деятельности, а также рост расходов в здравоохранении. В 2021 году на фоне бурного роста доходов ряда секторов экономики бюджеты регионов были исполнены с совокупным профицитом в 0,7 трлн руб. В 2022–2023 годах дефициты были несущественны — 0,04 и 0,02 трлн руб. соответственно. По итогам 2024 года дефицит был равен 0,4 трлн руб. В 2025 году суммарный объем утвержденных на 01.08.2025 дефицитов бюджетов, как и годом ранее, составляет 1,7 трлн руб. Тем не менее текущее исполнение бюджетов может сигнализировать о том, что в 2025 году регионам предстоит столкнуться с большим объемом дефицита, нежели год назад.

Рисунок 4. Ежегодное консервативное планирование дефицита относительно фактического исполнения, млрд руб.




* план на 1 августа каждого года
Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

В прошлом году по итогам семи месяцев регионами было запланировано финансирование ожидаемого дефицита бюджета преимущественно за счет использования остатков на счетах. Предполагалось, что порядка 71% ожидаемого по итогам года объема совокупного дефицита будет профинансировано за счет временно свободных средств на счетах регионов, 22% будет обеспечено за счет привлеченных банковских кредитов, еще 6% покроют выпущенные облигации, а оставшаяся часть придется на другие источники финансирования (например, привлеченные бюджетные кредиты).

Фактический дефицит по итогам прошлого года сформировался существенно ниже планового уровня. Объем источников финансирования снизился соответствующим образом, однако большая часть дефицита по-прежнему была профинансирована за счет изменения остатков средств. При этом сальдо размещения облигаций было отрицательным, а их объем по итогам прошлого года снизился примерно на 0,1 трлн руб., в то же время были привлечены банковские кредиты в сопоставимом объеме.

В текущем году объем утвержденного дефицита бюджета сопоставим с прошлогодним уровнем, однако структура источников финансирования претерпела изменения. Согласно утвержденным на 01.08.2025 источникам финансирования остатками на счетах планируется обеспечить 52% дефицита бюджета, в то время как на банковские кредиты придется 29%, на облигации — 15%. Оставшуюся часть обеспечат другие источники финансирования. Учитывая диспропорции в распределении временно свободных средств среди регионов, привлечение долга в текущем году некоторыми из них выглядит весьма вероятным.

Рисунок 5. Плановая структура источников финансирования дефицита изменилась в сторону привлечения заемных средств, млрд руб.

* утвержденные назначения по источникам финансирования
Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

На начало 2025 года объем остатков на счетах рассматриваемых регионов превышал 1,6 трлн руб., что на 20% меньше показателя годом ранее. В соответствии с актуальными планами, в текущем году на финансирование дефицитов планируется направить немногим менее 0,9 трлн руб. временно свободных средств, то есть более половины накопленной суммы. В таком случае объем ликвидности вернется к показателям, сложившимся на начало 2021 года.

По итогам 2024 года у 39 из рассматриваемых регионов остатки на счетах превышали 10,0 млрд руб. В соответствии с планами по финансированию ожидаемого дефицита бюджета, таких регионов на начало 2026 года останется 18. В то же время 48 субъектов планируют в текущем году потратить половину накопленных средств или более, при этом 30 регионов рассчитывают использовать остатки на счетах практически полностью (на 90% и более). Средний объем накопленной ликвидности по рассматриваемым субъектам снизится с 19,3 до 8,9 млрд руб.

Наиболее существенные объемы временно свободных средств на финансирование ожидаемого дефицита планируют направить в Московской (61,4 млрд руб., или 99% накопленных средств), Ленинградской (50,2 млрд руб., или 58%) и Воронежской (46,2 млрд руб., или 87%) областях, Краснодарском крае (42,0 млрд руб., или 87%) и Санкт-Петербурге (39,7 млрд руб., или 22%). 

Рисунок 6. Накопленная ликвидность по итогам года снизится (приведены регионы, у которых на начало года остатки на счетах превышали 10,0 млрд руб.), млрд руб. 

* ожидаемое значение по итогам 2025 года
Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Управляющий директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Светлана Паничева
Руководитель службы внешних коммуникаций
+7 (495) 139 04 80, доб. 169
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.