- Пересмотр условий ОСАГО привел к увеличению страховых премий. Средняя премия по договору практически удвоилась, но количество заключаемых договоров сократилось. Сегмент стал лидером роста на страховом рынке в 2015 году.
- Средний размер убытка стремительно растет. Причины — расширение страхового покрытия, деятельность автоюристов и увеличение стоимости запчастей и работ в результате инфляционного давления и ослабления рубля. При этом частота страховых случаев практически не меняется.
- Убыточность может выйти на критический уровень. Вследствие роста среднего размера потерь убыточность по заключаемым договорам за последние два года выросла с 65% до 78%. Если динамика основных факторов сохранится, через год убыточность может достичь 94%, а комбинированный коэффициент — превысить 118%.
- Рост убыточности угрожает стабильности системы. Еще одной проблемой является неравномерность распределения убыточности по регионам. Сохранение текущих тенденций приведет к существенным финансовым потерям автостраховщиков, возможным отказам от лицензий по ОСАГО и к необходимости очередного повышения тарифов.
- Инициативы РСА могут помочь сегменту. Деятельность единого агента Российского союза автостраховщиков (РСА) позволит снять проблему недоступности полисов в проблемных регионах и распределить убытки среди широкого круга компаний. Положительное влияние окажут урегулирование убытков в натуральной форме, а также приведение страховщиками процессов урегулирования убытков в соответствие с требованиями судов.
- Растущая убыточность оказывает давление на кредитный профиль автостраховщиков. Однако успешная реализация инициатив РСА может компенсировать негативное влияние рыночных факторов на кредитоспособность страховых компаний.
Средняя премия удвоилась на фоне сокращения количества договоров
За последние два года условия страхования обязательной автогражданской ответственности менялись дважды: в октябре 2014 года и апреле 2015 года. Были существенно увеличены лимиты по страховым случаям, что сопровождалось ростом тарифов. В результате средняя страховая премия по договорам почти удвоилась.
Количество заключаемых договоров при этом сокращается, что АКРА связывает с уменьшением доходов населения в результате экономического спада. Впрочем, в последние кварталы наблюдается ослабление тенденции к сокращению количества договоров.
Рисунок 1. Средняя премия и количество заключенных договоров
Благодаря повышению тарифов сегмент ОСАГО в 2015 году стал лидером на рынке страхования по темпам роста (45%) и доле рынка (21%).
Средний размер убытка стремительно растет
Средний убыток в расчете на один страховой случай быстро растет. Одной из причин тому АКРА считает повышение лимитов в результате изменения условий страхования в октябре 2014 и апреле 2015 года. Кроме того, средний убыток увеличивается в результате инфляционного роста стоимости запчастей и работ, а также ввиду деятельности автоюристов. По нашей оценке, совокупный эффект от роста лимитов составил около 40%. Под воздействием прочих факторов средний убыток в период с 3 кв. 2013 г. по 1 кв. 2016 г. ежеквартально возрастал на 4,3%.
Анализ динамики количества договоров и заявленных убытков показывает, что средняя частота страховых случаев если и повышается, то достаточно медленно. Рост числа страховых случаев за последние два квартала пока следует рассматривать как отклонение от нормы. По оценке АКРА, ожидаемая средняя частота страховых случаев в 2016 году составит 65-70 случаев на 1000 договоров.
Рисунок 2. Динамика средней выплаты и частоты убытков
Рост убыточности угрожает стабильности системы ОСАГО
Показатель убыточности в данном исследовании понимается как отношение общей ожидаемой суммы выплат по договорам, заключенным за определенный период, к общей страховой премии по этим договорам.
Оценки убыточности АКРА основаны на приведенных выше расчетных значениях средней премии, частоты и динамики среднего убытка. По договорам, заключенным в 1 кв. 2016 г., убыточность оценивается в 78%.
При сохранении текущей динамики средний убыток по договорам, которые будут заключены в 1 кв. 2017 г., составит 80 тыс. руб. При этом уровень убыточности по сегменту достигнет 94%.
По мнению АКРА, данный прогноз, подразумевающий рост среднего убытка на 4,3% за квартал, обладает достаточно высокой степенью вероятности по следующими причинам:
-
Может продолжить развиваться деятельность автоюристов. Эффективных инструментов для их сдерживания в арсенале страховых компаний на текущий момент нет.
-
Скачок курса рубля после девальвации 2015 года, по нашей оценке, все еще не полностью учтен в стоимости запчастей.
-
Присутствует риск того, что расширение страхового покрытия в части вреда жизни и здоровью пока не отражено в статистике выплат в связи с длительным периодом урегулирования таких убытков. Кроме того, подобные убытки могут быть привлекательными для автоюристов.
Рисунок 3. Прогноз среднего убытка и убыточности
Перспективы зависят от реализации предложенных инициатив
Приходящиеся на сегмент ОСАГО операционные затраты компаний, включая расходы на заключение договоров, урегулирование убытков и административно-хозяйственную деятельность, можно оценить в 20-30% премии.
Указанный показатель не включает судебные штрафы и неустойки, отражаемые компаниями как прочие расходы. Если эти расходы сохранятся на уровне 2015 года, то они составят около 4% страховой премии.
По оценке Президента РСА, в 2015 году сумма штрафов и неустоек составила
10 млрд руб.
Таким образом, оценка комбинированного коэффициента по договорам, заключенным в 1 кв. 2016 г., составляет 102-112%. При ожидаемом росте убыточности комбинированный коэффициент по договорам, которые будут заключены в 1 кв. 2017 г., превысит 118%, даже если исходить из оптимистичной оценки коэффициента расходов. По нашему мнению, очередное повышение тарифов в этом случае будет неизбежным.
Комбинированный коэффициент по договорам, заключенным за период – это отношение ожидаемой суммы всех расходов, включая страховые выплаты, к сумме страховой премии по этим договорам.
Другая проблема рынка заключается в неравномерности распределения убыточности по регионам. Компании, в портфеле которых убыточные регионы имеют больший вес, по-видимому, уже находятся «в минусе» по финансовым результатам деятельности в сегменте ОСАГО. Возможный уход этих компаний из данного сегмента представляет серьезную угрозу стабильности всей системы ОСАГО.
Среди инициатив, способных стабилизировать ситуацию в сегменте, можно выделить следующие:
- единый агент РСА;
- урегулирование убытков в натуральной форме;
- взаимодействие РСА и судебных инстанций с целью упорядочения правоприменения на рынке ОСАГО.
Единый агент РСА призван не только повысить доступность страховой услуги для населения проблемных регионов, но и способствовать равномерному распределению убытка между компаниями. В отличие от электронного полиса, продажи при посредничестве единого агента будут обязательными для страховых компаний, что позволит довольно эффективно решить наиболее острые и требующие срочных мер проблемы рынка.
С 01 июня 2016 года продажа полисов через Единого агента РСА началась в пяти регионах: Краснодарском крае Волгоградской, Ростовской, Челябинской и Мурманской областях.
АКРА также позитивно оценивает взаимодействие РСА с судебными инстанциями и инициативы по урегулированию убытков в натуральной форме. Выплаты в натуральной форме, на наш взгляд, могут стать эффективным средством для сокращения мошенничества. Упорядочение правоприменения и приведение компаниями процесса урегулирования убытков в соответствие с требованиями судов ограничит доходы автоюристов и размер штрафных санкций, налагаемых на страховщиков.
В долгосрочной перспективе перед регулятором встанет выбор между постоянной тонкой настройкой регулятивных норм и курсом на либерализацию тарифов. Выбор второго варианта представляется нам предпочтительным. Сопутствующие риски могут эффективно управляться посредством ужесточения требований к финансовой устойчивости компаний — участников рынка ОСАГО и ограничения долей отдельных компаний по регионам России.
Кредитный профиль автостраховщиков испытывает давление
Сейчас растущая убыточность в сегменте ОСАГО оказывает серьезное давление на оценки кредитного профиля автостраховщиков. Сохранение текущих тенденций приведет к существенным финансовым потерям компаний.
Однако в случае успешной реализации описанных выше инициатив это давление может ощутимо уменьшиться или даже полностью исчезнуть. Наибольшее влияние эти инициативы окажут на кредитные профили компаний, в страховом портфеле которых значительное место занимают договоры ОСАГО проблемных регионов.