- Рейтингами пользуются чаще, чем доверяют им. По данным опроса участников финансового рынка, у 66% респондентов уровень доверия к рейтингам за последний год не изменился, у 24% — снизился и только у 8% — вырос. На вопрос о факторах доверия к рейтингам 52% ответивших выразили мнение, что такие факторы отсутствуют. Критическое отношение к рейтингам при их активном использовании — стандартная мировая практика.
- Усиление госконтроля — главный источник роста доверия к рейтингам. Того, что усиление госконтроля над рейтинговой отраслью России сыграло положительную или нейтральную роль в развитии рынка, не отрицают 75% респондентов, а 33% опрошенных считают, что в результате доверие к рейтингам только растет. В этом плане ужесточение госконтроля «обогнало» даже такой фактор, как «корректная оценка рисков».
- Ошибки обусловлены плохими прогнозами. Известные ошибки рейтинговых агентств 83% респондентов связывают с некорректным прогнозированием (с некачественными системами прогнозирования, с невозможностью предвидеть будущее). При этом 80% респондентов не наблюдали негативного влияния этих ошибок на российский финансовый рынок, что сильно отличает последний от зарубежных, где рейтинговые агентства часто считают виновными в финансовом кризисе 2008 года.
- Глобальная и российская репутация одинаково важна для эмитентов. Из факторов, влияющих на выбор рейтингового агентства, максимальный балл получила «репутация на глобальном рынке». «Репутация на российском рынке», впрочем, удостоилась близкой, хотя и чуть менее высокой оценки.
Рейтинги широко используют, но меньше им верят
На кредитные рейтинги участники опроса смотрят скорее критически, хотя 74% респондентов отмечают, что используют их для принятия инвестиционных решений.
У 66% респондентов уровень доверия к рейтингам за последний год не изменился, у 24% — снизился и только у 8% — вырос (рис. 1). Отрицание случаев, способствующих росту доверия к рейтингам, в половине ответов (52%) отражает общий критический настрой к рейтингам (рис. 3).
Из всех групп респондентов максимальный рост доверия к рейтингам за последний год был отмечен в органах государственной власти: у 23% опрошенных из этой категории доверие к рейтингам выросло. Минимальный рост доверия зафиксирован в финансовом секторе: у 30% респондентов здесь доверие и вовсе понизилось. Самый стабильный результат показал корпоративный сектор: у 77% респондентов из данной группы доверие к рейтингам не изменилось. Существенно различается уровень доверия в зависимости от того, какими шкалами оценки пользуются респонденты: у тех, кто полагается только на национальную шкалу, доверие к рейтингам понизилось на 75% (рис. 2).
Рисунок 1. За последний год Ваше доверие к оценкам рейтинговых агентств, работающих на российском рынке…
Рисунок 2. …и рейтинги я использую преимущественно…
Опрос участников финансового рынка проводился АКРА с 4 по 30 апреля 2016 года. В опросе приняли участие более 150 респондентов, из которых 55% представляют финансовый сектор, 9% — корпоративный, 9% — органы государственный власти, 11% — частных инвесторов, 16% — прочие сектора.
Регулирование — главный фактор роста доверия
Усиление госконтроля над рейтинговой отраслью России как положительный или нейтральный фактор для развития рынка не отрицают 75% респондентов (рис. 4), а стимулом к росту доверия считают 33% опрошенных. Как фактор, способствующий укреплению доверия к рейтингам, усиление госрегулирования опередило даже «корректную оценку рисков», которую поставили во главу угла 18% участников опроса (рис. 3). Напомним, что в 2015 году был принят Федеральный закон N 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации…», который утвердил новые принципы регулирования рейтинговой деятельности в России. Регуляторные требования как стимул к получению рейтинга отметили 38% респондентов.
Среди факторов, снизивших за последний год доверие к рейтингам, лидируют «недооценка рисков и запоздалая реакция» (66%) и «расхождение рейтингов с индикаторами рынка капитала» (38%). В графе «другое», где можно было самостоятельно обозначить такой фактор, респонденты преимущественно указывали на зависимость рейтингов от политической конъюнктуры.
Рисунок 3. Какие факторы способствовали росту доверия к рейтингам?*
Рисунок 4. Какие факторы способствовали снижению доверия к рейтингам?*
Прогнозы — причины ошибок
Причины известных ошибок рейтинговых агентств у 83% респондентов ассоциируются с прогнозированием: 42% опрошенных считают, что причина в некачественных системах прогнозирования, 41% — в невозможности предвидеть будущее как таковой.
C конфликтом интересов ошибки рейтинговых агентств связывают 39% респондентов, с квалификацией аналитиков — 37%, а с ошибками в методологии — 33% (рис. 5).
Более половины участников опроса (58%) считают, что рейтинги сильно влияют на финансовый рынок, но большинство из них (38%) не усматривают в том негативных последствий для финансового рынка (рис. 6). Те же, кто такие последствия наблюдал, составляют всего 19% от опрошенных, а тех, кто напрямую обвиняет рейтинговые агентства в финансовом кризисе 2008 года, оказалось и вовсе 1%, что сильно отличает российский рынок от зарубежных, где именно рейтинговым агентствам подчас ставят в вину тот финансовый кризис.
Рисунок 5. Что стало причиной ошибок в присвоении рейтингов?*
Рисунок 6. Считаете ли Вы влияние рейтинговых оценок на российский финансовый рынок чрезмерным?
По вопросу о состоянии рынка мнения разделились
Рынок кредитных рейтингов в России считают монополизированным 57% опрошенных, а конкурентным — 43%, что принципиально отличается от мировой практики, где рейтинговую отрасль практически единодушно считают монополизированной. И споры в мире идут уже не столько о том, конкурентным или монополизированным является рынок, сколько о том, способствует монопольное состояние рынка качеству рейтинговых оценок или нет. Академические исследования не отвергают ни одну из точек зрения.
По мнению 70% участников опроса, монополия снижает качество оценок, а конкуренция его повышает. При этом 36% респондентов считают, что на рейтинговом рынке в России сформировалась монополия, которая ухудшает качество рейтингов, а 34% уверены в обратном: отрасль конкурентна, что способствует росту качества рейтингов. Но лишь 30% опрошенных исходят из того, что монополия для рынка лучше, чем конкуренция.
Рисунок 7. Оцените, пожалуйста, степень конкурентности в российской кредитной рейтинговой отрасли; способствует ли она качеству рейтинговых оценок?
Глобальная и российская репутация агентств одинаково важна
Среди факторов, влияющих на выбор эмитентами рейтингового агентства, максимальный балл получил такой показатель, как «репутация на глобальном рынке» (4,2 пункта по шкале от 0 до 5). «Репутация на российском рынке» удостоилась 4,1 балла, т. е. почти достигла уровня «репутации на глобальном рынке», но все же заслужила более низкую оценку (рис. 8).
Такой фактор, как «наличие большего числа рейтингов других эмитентов» получил 3,5 балла (меньше набрала только «стоимость услуг» — 3,3 балла). Между тем на российском рынке в целом очень высок уровень неудовлетворенности покрытием кредитными рейтингами: 48% респондентов считают, что охваченность российских эмитентов рейтингами является недостаточной.