Прогноз подготовлен в соответствии с Общими принципами прогнозирования социально-экономических показателей АКРА.
- Инфляция в Казахстане стабилизировалась. Ожидается, что к концу 2019 года она снизится до 6,4%, а к 2021-му достигнет 6%. После сезонного зимнего повышения индекс потребительских цен (ИПЦ) уже начиная с весны 2018 года снова перейдет на нисходящую траекторию. Уменьшению темпов роста инфляции будут способствовать импорт инфляции из РФ и слабая динамика реальных доходов. Факторами, стимулирующими рост инфляции, станут оживление экономической активности в стране и увеличение монетарных обязательств Национального банка Республики Казахстан (НБРК).
- Рост экономики страны поддержат расширение добычи сырья и относительно высокие цены на нефть и металлы. С 2017-го по 2021-й экономика Казахстана будет расти в среднем на 3,2% в год (вклад промышленности и сектора услуг составит 1,3 и 1,1 п. п. соответственно).
- Правительство Республики Казахстан, представившее в октябре этого года проект трехлетнего бюджета, ожидает усиления его доходной части в 2018–2020 годах. Гарантированный трансферт планируется сократить до 2 трлн тенге в год (в предыдущий трехлетний период планируемое сокращение составляло 2,9 трлн тенге), а целевые трансферты полностью исключить. Столь резкое сокращение трансфертов возможно, если налогооблагаемая база будет расти устойчивыми темпами.
- Возобновленные НБРК валютные интервенции посылают рынку сигналы о потенциальной смене валютного режима. Регулятор активизирует деятельность на валютном рынке, однако официальных заявлений о смене режима формирования курса национальной валюты пока не последовало, что может означать возвращение к режиму фиксированного коридора курса тенге. Отсутствие на протяжении длительного времени ясных сигналов со стороны регулятора может привести к дисбалансу валютного курса и усилению долларизации.
- На состояние платежного баланса влияют существенные выплаты по инвестиционным статьям и рост экспортных поставок. В прогнозном периоде торговое сальдо стабилизируется. Выплаты нерезидентам по прямым инвестициям делают баланс по инвестиционным доходам более волатильным. Если удастся избежать курсовых шоков и, как следствие, значительного ослабления тенге, на протяжении всего прогнозного периода счет текущих операций будет формироваться с дефицитом (к концу 2021 года дефицит может достичь 6%).
Таблица 1. Основные показатели экономики Республики Казахстан и мировой экономики с 2014 по 2021 год
1 Методология Всемирного банка, реальный прирост.
2 Экономически активное население.
3 КС МНЭ РК — Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
Зависимость Казахстана от мировой конъюнктуры и соседних экономик будет высокой
Улучшение конъюнктуры рынка нефти (до 55 долл.за баррель нефти марки Brent в 2017 году и до 57 долл. за баррель в 2021 году) и внушительный рост добычи нефти укрепят внешние балансы страны. Однако значительные обязательства Казахстана по балансам доходов не позволят счету текущих операций уйти в положительное сальдо.
В прогнозный период мировой ВВП продолжит расти умеренными темпами (с 2017-го по 2021-й средний годовой темп роста составит 1,8–2,5%). Ценовая конъюнктура на основные товары экспорта Казахстана будет умеренно благоприятной. Принятое странами ОПЕК решение продлить соглашение о заморозке нефтедобычи сбалансировало рынок нефти. Однако потенциал роста добычи сланцевых производителей ограничит рост цен на нефть в среднесрочной перспективе (в пределах 53–57 долл. за баррель). Закрытие неэффективных производств в РФ и КНР окажет поддержку ценам на черные и цветные металлы. Цены на черные металлы останутся на уровне 2016 года, стоимость цветных металлов по сравнению с 2016-м повысится.
Казахстан — малая открытая экономика (ВВП — 0,18% от мировой экономики, отношение товарооборота к ВВП — 61%4). Поскольку макроэкономические тенденции в стране полностью отражают внешнюю конъюнктуру ключевых торгуемых товаров, находящихся в зоне ограниченного роста, внешний ценовой импульс для экономики положительный, но сдержанный.
Согласно данным за январь – август 2017 года, доли трех основных торговых партнеров Казахстана (Евросоюза, КНР и РФ) в структуре внешней торговли страны не уменьшаются. Более того, усиливается доля Евросоюза в структуре экспорта (в ЕС Казахстан экспортирует 52% товаров) и доля РФ в импорте Казахстана (39% импортируемых товаров). Всего на долю трех ключевых внешнеторговых партнеров приходится 73,5% экспорта и 74% импорта страны.
АКРА ожидает, что с 2018-го по 2021-й экономика КНР будет расти на 4–5,6% в год. Темпы роста экономики в странах ЕС и в России будут колебаться в диапазоне от 1,6 до 1,9% и от 1,4 до 1,5% соответственно. В этой связи с 2019 по 2021 год будет наблюдаться некоторое ослабление внешнего спроса на сырьевые товары Казахстана.
4 Источник: Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, расчеты АКРА (данные за январь – август 2017 года).
Рисунок 1. Структура импорта Республики Казахстан по товарным группам: естественная диверсификация (%, с января по август 2017 года)
Рисунок 2. Структура экспорта Республики Казахстан по товарным группам: особая значимость топливно-энергетических товаров
(%, с января по август 2017 года)
Текущий счет будет отрицательным даже с учетом стабильно положительного чистого экспорта
В 2017 году платежный баланс сформируется, отражая преимущественно возросший прирост чистого экспорта (около +17 млрд долл. по товарам и -4 млрд долл. по услугам) и стабильно высокие объемы баланса первичных доходов, связанные с выплатами нерезидентам по прямым инвестициям.
В третьем квартале 2017-го завершился значительный виток прироста прямых инвестиций. Его пик пришелся на второй–третий кварталы 2016-го. Совокупный объем прямых инвестиций тогда составил 12,3 млрд долл. Именно эта сумма сформировала отрицательный финансовый счет за 2016 год (8,6 млрд долл.). Баланс услуг и баланс вторичных доходов также ухудшают счет текущих операций, хотя и не играют определяющую роль.
На прогнозный период ключевыми тенденциями во внешнем секторе экономики страны видятся стабильно высокие выплаты по балансам доходов и положительный и относительно стабильный чистый экспорт.
С 2017-го по 2021-й он будет варьироваться в пределах 17,5–18,1 млрд долл. Торговое сальдо по услугам, оставаясь негативным, к 2021 году увеличится до 5,1 млрд долл. Общий товарооборот будет расти: свой вклад внесут как товарная составляющая (повышение на 37%), так и рост внешних услуг (в 1,5 раза). И если в обозримом периоде сальдо торгового баланса будет стабилизировано, то баланс по инвестиционным доходам носит более волатильный характер за счет выплат нерезидентам дохода по прямым инвестициям. АКРА ожидает, что в прогнозном периоде счет текущих операций будет пребывать в отрицательном диапазоне с усилением негативного сальдо к 2021 году. Наибольшее влияние на развитие внешнего сектора экономики Казахстана будут оказывать курсовая политика и уровни прямых инвестиций. В своих текущих прогнозах АКРА исходит из предположений о том, что в прогнозном периоде режим плавающего курса тенге сохранится.
См. исследование АКРА «В 2018 году государство станет чистым заемщиком в России, а в Казахстане останется кредитором» от 27 июля 2017 года.
Рисунок 3. Прогноз экспорта–импорта товаров Казахстана
В конце 2018 года реальные доходы населения Казахстана могут наконец начать расти
См. исследование АКРА «Низкая инфляция в России заставит государство и бизнес искать новые формы гибкости» от 9 октября 2017 года.
До 2021 года на макроэкономику Казахстана демографические тренды не окажут ощутимого влияния (в горнодобывающей промышленности — катализаторе роста добавленной стоимости в экономике — занято лишь 3% населения). В добывающих отраслях на одного работника создается в 4,7 раза больше добавленной стоимости, чем в среднем по экономике страны за вычетом горнодобывающей промышленности. Динамика трудовых ресурсов в среднесрочной перспективе, принимая во внимание высокую зависимость Казахстана от сырьевого сектора, не играет столь важной роли, как в более структурно диверсифицированных экономиках.
Если не возникнет угрозы значительных миграционных шоков, в обозримом будущем население Казахстана будет ежегодно увеличиваться в среднем на 260 тыс. человек. В 2021 году среднегодовая численность населения страны вырастет до 19,1–19,2 млн человек.
При этом, несмотря на постепенный и стабильный рост населения (пик роста пришелся на 2014 год), численность его экономически активной части имеет слабовыраженную тенденцию снижения. В среднесрочной перспективе уровень безработицы также прогнозируется ниже текущих значений. На конец 2021 года он упадет с 4,9 до 4,6%. Это объясняется положительным воздействием роста добывающих отраслей на сектор услуг (63% от количества занятых в экономике приходится на третичный сектор5 ) и реальными доходами населения, которые выравниваются в условиях сдержанной инфляции.
5 Согласно трехсекторной модели Кларка — Фишера (четвертичный и пятеричный сектора не выделяются ввиду невозможности отнесения экономики Республики Казахстан к развитым постиндустриальным).
Реальные денежные доходы продолжают падать год к году. Мы ожидаем, что по итогам 2017 года они сократятся на 4–5%. Индекс реальных доходов сможет выйти в плюс только в следующем году и только в условиях более сдержанной инфляции. Снижающиеся инфляционные тенденции и реализация межсекторальных перетоков добавочной стоимости приведут к тому, что к концу 2021 года нарастающим итогом реальные доходы населения вырастут на 1–2%.
Стоит учесть, что одобренный проект республиканского бюджета на 2018–2020 годы, основанный на более консервативном видении, будет сдерживать прирост доходов в реальном выражении. По мнению АКРА, вклад монетарных факторов инфляции составит примерно 50%. Мы полагаем, что денежно-кредитная политика НБРК не приведет к спаду ИПЦ ниже уровней установленного на 2018 год официального коридора (5%), что будет сдерживать восстановление реальных доходов населения.
С 2016 года реальные зарплаты, как и реальные доходы в целом, характеризует слабая негативная динамика. Положительная динамика может наметиться в 2018 году, только после того как в полном объеме реализуется эффект сырьевых доходов. Как и в случае с реальными доходами населения, околостагнационная динамика не превысит 3% год к году.
Промышленность вновь становится катализатором экономической активности
См. исследование АКРА «Восстановление цен на цветные металлы усиливает потенциал для импортозамещения в России» от 13 сентября 2017 года.
После периода сдержанного роста, который пришелся на 2015–2016 годы, промышленность Казахстана вошла в фазу уверенного развития. По итогам 2017 года промышленность страны наберет обороты. Рост в реальном выражении составит 6,3%. Способствовать этому будут значительный подъем горнодобывающей промышленности (на 8,2%) и рост перерабатывающих мощностей, хотя и более сдержанный (на 4,5%). В 2017 году совокупный вклад сектора промышленности в рост ВВП составил 1,65 п. п. (1,1 п. п. пришлось на горнодобывающую промышленность).
Наиболее весомую роль сыграли прирост добычи нефти, газа и металлических руд. Со второй половины 2016-го по 2017-й они показывают более чем крепкую динамику. Значительный рост наблюдается в первую очередь в связи с низкой базой начала 2016 года, а также в силу относительно благоприятной ценовой конъюнктуры. При этом, однако, на протяжении прогнозного периода импульс роста в добывающих отраслях ослабнет. Так, в горнодобывающей отрасли он упадет примерно до 5%, в перерабатывающей — примерно до 4%. Промышленность завершит 2021 год с 4,6%-ным ростом.
Сектор услуг демонстрирует признаки оживления. Наиболее вероятен рост на 1,5–2%. До 2021 года положительная тенденция будет укрепляться. Усиление динамики объемов услуг будет наблюдаться в связи с восстановлением реальных зарплат и последующим, пусть и медленным, спадом безработицы.
Сельское хозяйство Казахстана, с 2013 года находящееся в зоне роста, по итогам текущего года может также показать пусть и незначительный, но подъем. Сектор крайне волатильный: стандартное отклонение его динамики за год в реальном выражении почти в три раза выше аналогичного показателя по реальному ВВП.
См. исследование АКРА «Белая полоса на рынке черных металлов заканчивается, но кредитоспособность российских производителей улучшится» от 16 ноября 2017 года.
Строительство получило дополнительный положительный импульс в 2017 году благодаря проектам, связанным с проведением выставки ЭКСПО6 . Этот сегмент экономики, как и сектор транспорта и связи, не является базовым фактором ее роста и, будучи зависимым от промышленного роста и покупательской способности населения, останется в зоне сдержанного роста.
6 ЭКСПО (Expo) — международная выставка, символ индустриализации и открытая площадка для демонстрации технологических достижений.
Таблица 2. Структура реального сектора и оптово-розничной торговли Республики Казахстан в долях от ВВП
Инфляция будет медленно снижаться в соответствии с установленным НБРК целевым коридором
В конце 2015 года Казахстан пережил девальвационный шок. К началу 2017-го ситуация полностью стабилизировалась: уровень инфляции вошел в установленный макрорегулятором целевой коридор 6–8%. Дальнейшая траектория потребительской инфляции предполагает ее постепенное снижение в 2017-м до среднегодового значения 7,5%. В последующие годы падение продолжится: до 6,9% в 2019 году и до 6,5% в 2021-м.
Замедление инфляционных процессов в РФ, непосредственно влияющее на продовольственную инфляцию в Казахстане, послужит фактором стабильности цен. Инфляционное давление утвердится по мере усиления влияния реального промышленного роста на прочие сектора экономики. Наиболее существенное замедление инфляционных процессов будет наблюдаться во второй половине 2018 года, когда будет зафиксировано ослабление промышленного роста год к году. Динамика многих факторов (например, объем сырьевого экспорта) пока остается неоднозначной с точки зрения прогнозирования: наращивание нефтяного экспорта сверх лимитов соглашения ОПЕК+ во многом зависит от политической компоненты.
После исчерпания девальвационного шока индекс потребительских цен в Казахстане со второй половины 2016-го вновь коррелирует с динамикой наличных денег в обращении, отставая лагом в два–три квартала. При этом риски для инфляции носят структурный характер, и, если текущая структура потребительской инфляции не изменится, ИПЦ будет острее реагировать на валютную политику. Непродовольственная — в большей степени, продовольственная — в меньшей. При этом менее явно она будет реагировать на изменение себестоимости издержек труда (услуги — в первую очередь, продовольствие — во вторую). АКРА связывает это с медленной трансляцией экономического роста на доходы и потенциальным усилением валютной волатильности.
В условиях замедления остывания инфляции базовая ставка Нацбанка Казахстана в прогнозный период продолжит едва заметно сокращаться, сдерживая внутреннее кредитование. 2017 год регулятор завершит со ставкой 10–10,25%. К 2018-му ставка прогнозируется на уровне 9%.
Рисунок 4. Прогнозный тренд по ИПЦ и ln_М0 7
7 ln_М0 — натуральный логарифм от денежного агрегата М0, который включает наличные средства в обращении.
Проводимые Национальным банком валютные интервенции сигнализируют о потенциальной смене валютного режима
С июня 2017-го Нацбанк Казахстана после почти годового перерыва активизировал проведение валютных интервенций. За июнь – октябрь их объем достиг 0,62 млрд долл. Учитывая усиление этой тенденции от месяца к месяцу (самые крупные объемы были зафиксированы в октябре), противодействие регулятора свободному формированию курса национальной валюты будет означать возвращение к ситуации искусственно удерживаемого курса, вмененного курсового дисбаланса с усилением уровня долларизации банковских продуктов и потерь валютных резервов НБРК.
С 2016 по 2017 год регулятор также нарастил существенные обязательства по краткосрочным нотам (на сентябрь обращение нот составило более 150% от наличных тенге в обращении). Такая политика, если бы правительством не проводились валютные интервенции, вполне вписывалась бы в заявленный сценарий, однако в текущих условиях она усиливает неопределенность.
Политика Нацбанка тем более неясна, что реальный обменный курс тенге не является высоким ни к российскому рублю, ни к корзине валют. А поскольку со стороны НБРК не последовало официальных заявлений о смене режима, регулятор посылает валютному рынку неоднозначные сигналы.
Рисунок 5. За 2016–2017 годы регулятор нарастил значительные обязательства по краткосрочным нотам в обращении
Рисунок 6. В период с 2016 по 2017 год риск девальвации тенге незначителен
Правительство нацелено на снижение трансфертов в формировании бюджета и ожидает в 2018–2020 годах роста доходов
По итогам 2017 года государственный бюджет должен сформироваться с дефицитом в 3,3%, что подразумевает 22%-ный рост доходной части год к году в номинальном выражении и 33%-ный рост расходов.
На период с 2018-го по 2020-й утвержденный проект госбюджета был сформирован с привязкой к стоимости нефти 45 долл. за баррель и к курсу 340 тенге за долл. С одной стороны, сценарий довольно оптимистичный: при привязке к цене нефти 45 долл. за баррель курс тенге может держаться на указанном уровне только при фиксированном валютном режиме. С другой — консервативный: на бюджетный период АКРА прогнозирует, что цена нефти марки Urals будет колебаться в диапазоне 53–56 долл. за баррель. Таким образом, поскольку ожидается, что будет поддерживаться режим свободного курсообразования, итоговое исполнение бюджета выйдет менее дефицитным.
Ключевой аспект бюджетной политики страны — ослабление зависимости бюджета от трансфертов Национального фонда Республики Казахстан. На 2018–2020 годы консолидированный бюджет страны, включающий трансферты из Нацфонда, заложен с планами сокращения гарантированного трансферта до 2 трлн тенге в год (в предыдущий трехлетний период эта цифра составляла 2,9 трлн тенге) и полным исключением целевых трансфертов. Такая консервативная парадигма бюджета говорит о том, что в прогнозный период ожидается стабильный рост экономики и соответствующее расширение налоговой базы. Учитывая, что бюджет также определяет расходы на специальные госпрограммы поддержки («Нурлы Жер»8, «Нурлы Жол»9, «Программа развития регионов до 2020 года»10, «Цифровой Казахстан»11), предполагается ощутимый рост доходной компоненты. По оценкам АКРА, в 2018–2021 годы итоговый дефицит консолидированного бюджета Республики Казахстан будет сокращаться, с 6,4% от ВВП в 2018-м до 3,7% в 2021-м.
Рисунок 7. На протяжении всего прогнозного периода баланс консолидированного бюджета Казахстана будет находиться в зоне дефицита
8 «Нурлы жер» — государственная жилищно-строительная программа Казахстана на 2015–2019 годы.
9 «Нурлы жол» — программа транспортно-логистического развития Казахстана на 2015–2019 годы.
10 Программа развития регионов до 2020 года — прогнозная схема территориально-пространственного развития страны до 2020 года, разработанная Министерством национальной экономики, реализуемая в период с 2015 по 2019 год.
11 «Цифровой Казахстан» — программа, нацеленная на создание цифровой экосистемы для достижения устойчивого экономического роста.